Очпаництли: ацтекский праздник обновления и рождения кукурузы

Одиннадцатый месяц в календаре ацтеков, Очпаництли (что переводится как «подметание»), отмечался с 3 по 22 сентября. Это был период глубокого символического очищения и обновления, о котором мы уже рассказывали ранее. Сегодня же мы углубимся в детали этого уникального праздника.

Смысл и символы месяца

Для ацтекской цивилизации Очпаництли знаменовал собой возрождение земли и торжество в честь рождения бога кукурузы. В это время повсеместно проводились уборки (буквально «подметались» старые энергии), обновлялись жилища, а храмы красили, готовясь к новому ритуальному циклу и началу сухого сезона. Неслучайно божества в древних кодексах изображаются с мётлами — главными символами этого месяца (см. фото 1).

Три богини Очпаництли

Праздник был посвящён трём ключевым богиням, олицетворявшим основы жизни:

🌾 Тоси, или «наша бабушка», — богиня земли, прародительница всего сущего.

🌽 Чикомекоатль («7 Змей») — богиня кукурузы, дарующая пропитание.

🌊 Атлан Тонан («наша мать-вода») — богиня воды, источник жизни.

Каждую из этих богинь во время церемоний представляли специально выбранные рабы или рабыни. Испанский хронист Бернардино де Саагун в своих записях иногда путался, описывая эти роли. Кроме того, в ритуалах воссоздавался миф о Шочикетцаль — богине земли и цветов, нарушившей законы рая Тамоанчан. Она отождествлялась с Тоси как матерью, давшей жизнь кукурузе (фото 2).

Ход праздника: от тишины до жертвоприношений

Празднества Очпаництли были тщательно распланированы и длились несколько этапов, каждый со своим сакральным смыслом.

🛡 Дни 1-5: Начало месяца проходило в почти полной тишине и спокойствии, создавая атмосферу ожидания.

🛡 Дни 6-13: Начинались ритуальные танцы под барабаны с плавными движениями рук. Любопытно, что некоторые молодые участники вместо инструментов использовали битбокс — имитировали ритмы ртом, что добавляло действу современный, даже авангардный оттенок.

🛡 Дни 14-17: Проходили символические «потешные бои» между знахарками и акушерками. Их цель — развеселить и отвлечь рабыню, воплощавшую богиню Тоси, перед грядущими серьёзными испытаниями.

Кульминация: жертва и перерождение

🛡 День 18 был самым драматичным. Рабыню-Тоси вели на рынок, где перед ней рассыпали кукурузную муку. Затем её отводили в храм, обманывая, что её ждёт ночь с правителем. В полночь, в гробовой тишине («как будто земля была мертва»), жрецы совершали ритуальное убийство: один нёс её на спине, а другой отсекал голову. С жертвы сдирали кожу, и главный жрец надевал её, символизируя тем самым возрождение богини земли.

Обратите внимание: Цивилизации в Плодородном полумесяце. Часть 1. Зарождение.

Из кожи бедра другой жертвы, олицетворявшей бога кукурузы Центеотля, делали маску. «Новая» Тоси спускалась с храма в окружении жрецов и уастеков — народа, мужчины которого славились своей плодовитостью. В Кодексе Борбоникус они изображены с огромными владениями (фото 3). В центре процессии — жрец в шкуре жертвы, изображающий Чикомекоатль. Его окружают жрецы Тлалока и уастеки, чья роль — символически оплодотворить возрождённую богиню земли, Тоси-Тласольтеотль, чтобы та родила кукурузу (фото 4).

🛡 День 19: На рассвете Тоси, переодетая в костюм женщины-орла, приносила в жертву четырёх воинов, чья кровь должна была «напитать» вновь созданную землю. В этот же день приносили в жертву ишиптл Чикомекоатль и Атлан Тонан, завершая цикл обновления.

Так заканчивался Очпаництли — сложный, многослойный ритуал, соединявший смерть и рождение, жестокость и надежду на будущий урожай. Можно сказать, что ацтеки верили: от точности исполнения этих обрядов зависело, будет ли кукуруза в следующем году сочной и обильной.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Рождение кукурузы под битбокс.