Психоаналитическое исследование Фрейда: Моисей как египтянин и миф о герое

Фрейд начинает свой труд с признания сложности задачи: оспаривать принадлежность Моисея к еврейскому народу — дело непростое, особенно для человека, разделяющего его культурное наследие. Однако, как подчёркивает автор, поиск истины должен превалировать над национальными интересами.

Завещание Фрейда и методология исследования

Эта работа, состоящая из трёх очерков, многими психоаналитиками рассматривается как интеллектуальное завещание Фрейда. В первом очерке, «Моисей — египтянин», он выдвигает и аргументирует ключевую гипотезу: Моисей, если он был исторической личностью, вероятнее всего, имел египетское происхождение. Фрейд демонстрирует, как психоаналитический метод может быть применён к историческому исследованию.

Лингвистические аргументы: имя «Моисей»

Первый и весомый аргумент — этимология имени. В библейской легенде имя «Моисей» (Моше) даётся младенцу египетской принцессой, что уже вызывает вопросы. Фрейд, опираясь на работу египтолога Бристеда, указывает, что «мосе» (mose) — это египетское слово, означающее «дитя» или «рождённый». Оно часто входило в состав теофорных имён (например, Тутмос — «рождённый Тотом», Рамсес — «рождённый Ра»). Изначальное полное имя пророка, по мнению исследователей, могло со временем утратить имя божества, оставив лишь «Мосе», что фонетически близко к еврейскому «Моше».

Миф о герое: универсальный сюжет

Далее Фрейд обращается к психоаналитической интерпретации мифа. Он использует работу Отто Ранка «Миф о герое», выделяя универсальную схему подобных преданий:

  • Герой — отпрыск знатных родителей.
  • Его рождению предшествуют трудности и пророчества об опасности для отца.
  • Младенца спасают, часто отправляя по воде в корзине.
  • Его вскармливают приёмные родители скромного происхождения.
  • Возмужав, герой находит свою истинную семью, мстит отцу и обретает славу.

Эта схема применима к множеству культурных героев: Эдипу, Ромулу и Рему, Персею, Гераклу. Символика мифа, с точки зрения психоанализа, прозрачна: вода и корзина — это символы рождения (амниотическая жидкость и матка).

Семейный роман и аномалия легенды о Моисее

Фрейд объясняет происхождение такого мифа через концепцию «семейного романа»: ребёнок, разочаровавшись в реальных родителях, фантазирует о своём «благородном» происхождении. В мифе две семьи (знатная и простая) — это проекция одного семейства в разные периоды восприятия ребёнка.

Однако легенда о Моисее представляет собой инверсию классической схемы. Здесь герой рождается в еврейской семье (левитов), а воспитывается в царской египетской семье. Эта аномалия заставила некоторых историков, вроде Э. Майера, предполагать изначально обратный сюжет. Но, как замечает Фрейд, такой миф не мог бы существовать, так как для египтян Моисей не был героем, а для евреев — делал их национальным лидером иностранцем.

Психоаналитическая реконструкция

Применяя свой метод, Фрейд приходит к выводу, что в случае реальной исторической личности одна из семей в мифе — реальная, а вторая — вымышленная. Обычно герой «возвышается» из низов. Моисей же, согласно реконструкции Фрейда, совершает обратный путь: будучи египтянином знатного (возможно, царского) происхождения, он «снисходит» до роли вождя и учителя еврейского народа. Вода в его легенде меняет свою символическую функцию с орудия убийства на средство спасения.

Цель исследования и его перспективы

Фрейд осознаёт, что его аргументы на данном этапе могут показаться недостаточными. Однако сама гипотеза об египетском происхождении Моисея открывает, по его мнению, новые горизонты для понимания. Она позволяет объяснить специфические черты установленных им законов и религии и пролить свет на истоки монотеизма в целом. Именно эти перспективы и оправдывают публикацию столь смелого исследования.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Разбираем труды З. Фрейда: "Человек Моисей и монотеистическая религия". Часть первая.