Князь Роман Рязанский: подвиг веры и жертва за землю русскую

TenhelaБудь в курсе!

Роман Ольгович появился на свет в 1237 году, в один из самых трагических периодов русской истории — в год монгольского нашествия. Он принадлежал к славному роду рязанских князей, чья судьба была неразрывно связана с борьбой против захватчиков. Оба его деда, Юрий и Олег Игоревичи, пали смертью храбрых, защищая родную Рязань от войск Батыя. Отец Романа, князь Олег Ингваревич, был пленен и провел в ордынской неволе долгих четырнадцать лет, сумев вернуться домой лишь в 1252 году. По преданию, самого младенца Романа от неминуемой гибели спас рязанский епископ Евфросин Святогорец, тайно вывезший его в Муром. Детство и юность будущего князя прошли под тяжелым гнетом монгольского ига. Рано лишившись родителей и родного крова, он нашел утешение и смысл в глубокой христианской вере, став ревностным и набожным человеком. С юных лет Роман прилежно изучал Священное Писание, и современники отмечали его необычайную духовность и равнодушие к мирским удовольствиям. К моменту возвращения отца из плена он был уже женат на княгине Анастасии, происходившей из знатного киевского рода.

Годы правления: между долгом и совестью

В 1258 году, после смерти отца, на рязанский престол взошел 21-летний Роман. Его княжество, жестоко разоренное Батыем, медленно залечивало раны. За двенадцать лет своего правления молодой правитель вынужден был вести сложную и двойственную политику. С одной стороны, он демонстрировал внешнюю покорность Орде, формально признавая власть хана и исправно выплачивая тяжелую дань, чтобы любой ценой избежать новых кровавых погромов. Когда в 1266 году ханом стал Менгу-Тимур, Роман подтвердил свою лояльность новому повелителю. С другой стороны, князь всеми силами старался защитить своих подданных от произвола ордынских чиновников, особенно баскаков — сборщиков дани. Он лично вступался за рязанцев, когда те допускали грабежи и насилие. Эта мудрая, но рискованная политика позволила Рязанской земле получить передышку и восстановиться, однако сделала самого князя мишенью для ненависти ордынской администрации, которая искала повод для расправы.

Ложный донос и путь на смерть

В 1270 году один из озлобленных баскаков подал хану Менгу-Тимуру лживый донос. Он обвинил Романа Ольговича в том, что тот публично поносит и хана, и языческую веру монголов. Клевету поддержали подкупленные свидетели. Получив вызов в Орду, князь, будучи человеком умным и прозорливым, прекрасно понимал, что едет на верную гибель. Перед отъездом он привел в порядок дела княжества: распределил уделы между тремя своими сыновьями — Федором, Ярославом и Константином, — и простился с народом.

Обратите внимание: Забытый быт. Интересные штрихи на примере романа "Анна Каренина".

В опасное путешествие он отправился в сопровождении верной дружины.

Прибыв в ханскую ставку, Роману сначала удалось блестяще опровергнуть политические обвинения и доказать свою невиновность в клевете. Тогда его враги изменили тактику. Влиятельные монгольские вельможи выдвинули новое, страшное для христианина требование: доказать лояльность отречением от веры и принятием язычества. Хан Менгу-Тимур поставил ультиматум: либо мучительная смерть, либо принятие монгольской религии.

Подвиг веры: мученическая кончина

Роман Ольгович, потрясенный кощунственным требованием, не мог пойти на сделку с совестью. В сердцах он воскликнул: «Не подобает православным христианам, оставив веру свою, принимать веру басурманскую. Я — христианин, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть!». Эти слова привели монголов в ярость. Они подвергли князя жесточайшим пыткам, надеясь сломить его волю. Сначала ему отрезали язык, чтобы лишить возможности исповедовать Христа. Затем выкололи глаза, отсекли пальцы на руках и ногах. После этого отрубили конечности, а тело рубили «по частям», причиняя нечеловеческие страдания. В конце палачи содрали кожу с головы, отрубили ее и насадили на копье для устрашения других. Князь Роман принял смерть 19 июля (1 августа) 1270 года в возрасте 33 лет. По свидетельствам летописцев, он не издал ни единого стона, до конца сохранив мужество и веру.

«Убиенъ бысть князь Романъ Олгович Рязанскіи отъ поганых Татар июля в 19, бысть сице убьение его: заткаша уста его убрусомъ, и начаша різати по составомъ и метати разно, ако розоимаша, оставиша трупъ единъ, они же одраша голову его и на копье взоткнуша; се новый мученик бысть, подобенъ страстью Іякову Перьскому».

- Новгородская летопись

«Татарове же, разъярившеся, яша его и начаша мучити: сперва языкъ ему урезаша, потомъ очи ему выняша, потомъ руце и нозе ему отсекоша, и по суставомъ его рубиша, и кожу съ главы его съняша, и тако убиша его. Князь же Романъ все мучение претерпевая, ничтоже жалобно изрече, но паче хуляше веру их поганую».

-Никоновская летопись

Память и наследие святого князя

Останки князя Романа Ольговича были тайно перевезены в Рязань, вероятно, его уцелевшими дружинниками. Церковное почитание мученика началось практически сразу после его гибели. Летописцы сравнивали его подвиг с подвигом князя Михаила Черниговского, также убитого в Орде за верность христианству. Князь Роман стал для Руси символом духовного сопротивления иноземному гнету в самые темные времена. 19 июля на Руси, а затем и в России, установился день памяти святого благоверного князя Романа Рязанского. Примечательно, что в 1812 году, именно в этот день, русские войска одержали первую крупную победу над армией Наполеона в сражении при Клястицах, остановившем продвижение врага на Санкт-Петербург. В честь этого символического совпадения образ князя-мученика был помещен на стене храма Христа Спасителя в Москве. Память о Романе Ольговиче жива в Рязани и по сей день. На иконах его часто изображают держащим город в руках — это символ его жертвенного служения и небесного заступничества за вверенную ему Богом землю.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Мученическая кончина князя Романа Рязанского от рук басурман.