VasilyGrust
Писатель, историк, журналист. Любимые темы: история, Средневековье, любовь и отношения, кино и литература.
Кричать и сопротивляться она больше не могла. Единственное, о чем могла думать юная Артемизия — о возмездии. Неужели ее мучителя не накажут? Неужели в этом мире нет справедливости?
Детство в мире искусства
В 1593 году в Риме в семье известного художника Орацио Джентилески и его супруги Пруденции родилась девочка, которую назвали Артемизией. Ее крестили в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, и с самого детства ее мир был наполнен красками и холстами. Она росла в мастерской отца, где царила атмосфера творчества, вдохновленная, в том числе, драматичными работами Караваджо. Однако Орацио, будучи строгим учителем, долгое время не позволял дочери самой заниматься живописью, оберегая ее от сурового мира искусства.
Трагедия случилась в 1605 году — умерла мать Артемизии. Чтобы отвлечь детей от горя, отец начал обучать их рисованию. Братья не проявили особого рвения, но у двенадцатилетней Артемизии открылся недюжинный талант, который привел в восторг ее отца.
Взлет юной художницы
К семнадцати годам Артемизия уже была признанной художницей. Ее отец, некогда запрещавший ей брать кисть, теперь гордился ею перед коллегами. Стиль Артемизии отличался от отцовского: если Орацио часто идеализировал своих героев, то она стремилась к натурализму, к правдивому изображению жизни и эмоций. Ее привлекали сильные, часто трагические библейские сюжеты. В 1610 году она создала один из своих первых шедевров — полотно «Сусанна и старцы», где с поразительной психологической точностью изобразила страх и отчаяние невинной женщины.
«Сусанна и старцы», фрагмент.
Предательство и насилие
Ирония судьбы оказалась жестокой: сюжет о насилии, который она так проникновенно изобразила на холсте, вскоре стал частью ее собственной жизни. В 1611 году отец Артемизии, работая над крупным заказом, взял в помощники художника Агостино Тасси. Для дочери была нанята компаньонка, донна Туция, которая вступила в сговор с Тасси и его другом. Они получили свободный доступ в дом.
Агостино, очарованный талантом и красотой Артемизии, стал одержим ею. Однажды, застав девушку одну, он, при содействии подкупленной компаньонки и друга, совершил над ней насилие. Артемизия отчаянно сопротивлялась, звала на помощь, но тщетно.
Артемизия Джентилески. Автопортрет.
Суд и пытка
Последовали унизительные события. Тасси, следуя обычаю «реабилитирующего брака», пообещал жениться, чтобы восстановить честь девушки, но оказалось, что он уже женат. Когда обман раскрылся, Орацио Джентилески подал в суд. Семимесячный процесс вскрыл темное прошлое Тасси: планы убийства жены, кражи картин. Однако правосудие того времени было извращенным: чтобы проверить правдивость показаний, пыткам подвергли не обвиняемого, а саму Артемизию. Ее пальцы были связаны веревкой и растянуты («пытка сибиллой»). Под пыткой она подтвердила свои слова.
П. Дюмустье. «Правая рука А. Джентилески».
Приговор оказался насмешкой: Тасси приговорили к изгнанию из Рима, но наказание так и не было приведено в исполнение. Фактически он отделался годом предварительного заключения. Безнаказанность преступника стала для Артемизии глубокой травмой.
Искусство как оружие возмездия
Вскоре после суда Артемизия вышла замуж и уехала во Флоренцию, где ее талант расцвел. Она стала придворной художницей Медичи и первой женщиной, принятой в Академию изящных искусств. Но боль от пережитого не утихала. Свою месть Агостино Тасси она воплотила в творчестве. Как писал один исследователь: «Прикрываясь библейскими сюжетами, она изобразила, как он ее мучил, и, как бы она его наказала, если бы была такая возможность».
Артемизия Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна».
На своих знаменитых полотнах, таких как «Юдифь, убивающая Олоферна» или «Иаиль и Сисара», она с леденящей душу натуралистичностью изображала сцены насилия и возмездия, вкладывая в образы злодеев черты своего обидчика. Ее кисть стала оружием, а холст — полем для восстановления справедливости, которой она была лишена в реальной жизни.
Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара».
Жизнь после травмы
Жизнь Артемизии была насыщенной и сложной: работа при европейских дворах, признание, личные драмы (смерть четверых из пятерых детей), страстный роман. Она работала в Риме, Венеции, Неаполе, помогала отцу в Лондоне. Но где бы она ни была, она никогда не забывала о своей боли и продолжала перерабатывать ее в искусстве. Артемизия Джентилески скончалась в Неаполе в 1656 году во время эпидемии чумы.
Ее история — это история не только жертвы, но и победительницы. Лишенная возможности добиться правосудия в суде, она обрела его в вечности, создав бессмертные произведения, в которых ее личная трагедия стала символом борьбы и силы духа.
Дорогие читатели! В издательстве АСТ вышла моя вторая книга. Называется она «Узницы любви: „От гарема до монастыря. Женщина в Средние века на Западе и на Востоке“».
Должен предупредить: это жесткая книга, в которой встречается насилие, инцест и другие извращения. Я отказался от присущей многим авторам романтизации Средних веков и постарался показать их такими, какими они были на самом деле: миром, где насилие было нормой жизни. Миру насилия противостоят вечные ценности — дружба, благородство и, конечно же, Любовь. В конечном итоге, это книга о Любви.
Тем временем, моя книга о русских женщинах в истории получила дополнительный тираж, что очень радует!
Прошу Вас подписаться на мой телеграм, там много интересных рассказов об истории, мои размышления о жизни, искусстве, книгах https://t.me/istoriazhen
Всегда ваш.
Василий Грусть.
ПС: Буду благодарен за донаты, работы у меня сейчас нет, а донат, чего греха таить, очень радует и мотивирует писать.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: «Как он ее мучил — она изобразила».