Восьмой месяц ацтекского календаря, Уэй Текуильуитль (что переводится как «Большой праздник господ»), отмечался в период с 5 по 24 июля. Этот временной отрезок был насыщен важными ритуалами, которые отражали социальные устои и религиозные верования древнего общества.
Пир для бедных: еда под строгим контролем
Ещё на исходе предыдущего месяца правитель (тлатоани) и знать начинали масштабный восьмидневный пир, на который приглашали бедняков со всех окрестностей. Как отмечает хронист Бернардино де Саагун, это мероприятие было жизненно необходимым, поскольку в это время года часто наступал голод, и люди сильно страдали. Главным и, по сути, единственным угощением были тамале с различными начинками, а пили все чиапинолли — напиток из муки чиа, смешанной с водой. Гости отдыхали, общались и веселились, однако раздача еды и питья проходила под жёстким регламентом. Каждому позволялось подойти к раздаче только один раз, получив ровно столько чиапинолли, сколько он мог выпить залпом, и столько тамале, сколько умещалось в одной ладони. Нарушителей, осмелившихся подойти повторно, били зелёным тростником и лишали всей еды. «Те, кто остался с пустыми руками, плакали и отчаивались...» — описывает эти сцены Флорентийский кодекс, подчёркивая отчаяние тех, кому не досталось угощения.

Танцы, двойная мораль и наказания
После пира для бедных начинался собственно «Большой праздник господ», центральным элементом которого были ночные песни и танцы. В процессиях чередовались опытные воины и женщины. Ритуал ярко демонстрировал сложные отношения полов в ацтекском обществе, где мужское доминирование и контроль над женской сексуальностью были нормой. Девушки, участвовавшие в танцах, были сгруппированы, и за ними пристально следили старшие женщины, чтобы те не разбредались и не уходили с мужчинами. Однако эта кажущаяся строгость имела лазейку: знатный человек мог, сделав подношение (еду и накидки), получить разрешение на уединение с одной из танцовщиц. Эта двойственность морального кодекса — публичная защита и тайная договорённость — была характерной чертой общества. Публичное же нарушение этих негласных правил каралось жестоко. Мужчине отрезали волосы как символ мужества, отбирали оружие и одежду, избивали и даже обжигали голову, после чего изгоняли. Женщину-соучастницу также ждало изгнание из общества. Как ни парадоксально, после такого наказания эти двое часто вступали в брак.

Жертвоприношение богине кукурузы
Кульминацией месяца Уэй Текуильуитль было жертвоприношение женщины, избранной воплощением (ишиптла) богини кукурузы Шилонен. Её облачали в роскошные одежды, раскрашивали лицо в цвета кукурузы (жёлтый и красный), а голову венчала корона с перьями, символизирующими кукурузные рыльца. В сопровождении других женщин она совершала подношения благовоний в четырёх священных местах, связанных со сторонами света и знаками года: тростником, кремнем, домом и кроликом. После этого ритуала в храме богини её приносили в жертву. Только после этого акта народ получал право вкусить новые кукурузные лепёшки и амарант, вдыхая аромат праздничных бархатцев и табака. Этот мрачный, но, по верованиям ацтеков, необходимый ритуал символизировал смерть и возрождение: умирающая богиня давала жизнь новому урожаю кукурузы, олицетворяя надежду на продолжение жизненного цикла.

Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Бедным — еды, женщинам — цветы.