В VI–IX веках христианская вера распространялась на земли саксов, фризов, тюрингов и других германцев в основном силой оружия. Для большинства этих племён приход чужого культа ассоциировался с внешним порабощением. Как отмечают современные историки, саксонское сопротивление Франкской империи было в первую очередь «народной борьбой за свободу и веру»: для саксов завоевание франками становилось символом закрепощения и религиозного гнёта. Миссионеры и католические князья из Франкского государства часто использовали жестокие методы: ломали идолов, разрушали святилища, проводили массовые крещения под угрозой смерти.

Вид на поселение жителей германского племени.
Конфликт новых и старых богов
Одним из ярких примеров столкновения верований стала акция христианского святого Бонифация. В 723 году этот англосаксонский монах – будущий архиепископ Майнца – совершил нападение на языческую святыню, срубив священный дуб Донара (Тора) близ Фрицлара, забрав дерево для строительства капеллы святого Петра.
Однако фризы и саксы встали на путь сопротивления израильской вере. Король Фризии Радбод II (VIII в.) известен тем, что «научился стойкому отвращению к христианству»: хроники называют его ярым язычником, даже более жёстким по отношению к христианам, чем его предшественник. Именно на Радбода возлагали ответственность за гибель Бонифация: в 754 году язычники убили миссионера и 50 его спутников во время обряда крещения близ города Доккума. Этот эпизод показал, что насильственное обращение населения в Фрисландии вызывало волну ненависти и кровавую реакцию: вместо спокойного принятия новой веры местные часто отвечали убийством миссионеров.

Бонифаций срубает священный германский дуб.
Саксонские войны Карла Великого
Войны с саксами при Карле Великом (772–804) стали классическим примером «миссии мечом». В 772 году Франкская армия под командованием Карла ворвалась в саксонские земли; франки уничтожили крепость Эресбург и уничтожили священное дерево Ирминсуль. После этого Карл оставил в устье Везеры военный гарнизон и священников, которым был дан приказ крестить всех покорённых саксов. Как сообщают хроники, вскоре «сотни и тысячи» стали стекаться в лагерь Карла под Падерборном и получать крещение – почти никогда не бывшее добровольным.
Уже вскоре после этого саксонский вождь Видукинд поднял восстание. В 782 году большая часть саксонского народа, вдохновлённая Видукиндом, восстала против франков: христианские храмы были разгромлены, христиане – из числа добровольно новообращённых – подверглись избиениям. Это оказалось серьёзным испытанием и для Карла: франкские источники отмечают, что в пылу саксонского бунта были убиты многие талантливые миссионеры, а волнения распространились и на соседнюю Фризию.

Карл Великий крестит саксов.
Карл Великий отреагировал жёстко. Он издал особые постановления (капитулярии), запрещавшие саксам собираться на собрания племенной знати и устанавливавшие смертную казнь за возвращение к язычеству. Хроники описывают, что за один день после подавления восстания было убито по разным оценкам несколько тысяч человек. В 793 году новая вспышка сопротивления захлестнула Саксонию: вновь «повсюду уничтожались христианские храмы, рушились крепости», франки воевали ещё пять лет, пока всё не зачистили. Подавление сопровождалось массовыми казнями непокорных и переселением их семей во внутренние области государства.
Таким образом, христианизация Саксонии Карлом Великим свершилась главным образом «через меч»: епископские кафедры и церкви действительно появлялись в землях саксов (позже в Падерборне, Брэмене, Мюнстере и др.), но за этим всегда стояла военная победа и физическая ликвидация несогласных с переходом в новую веру.

Христианизация фризов.
Поздние восстания и память о старой вере
Даже после смерти Карла Великого сопротивление не прекратилось окончательно. В IX веке вспышки старых обычаев возрождались под разными именами. Так, в 841–843 годах в Восточной Саксонии поднялось крестьянское восстание Стеллинга: свободные «фрилинги» и полусвободные «литы» выступили против становления феодализма и «захватили у себя почти всех господ», объявив лозунгом «вернуться к старым предфеодальным порядкам». Они изгнали франкских и саксонских феодалов с церковниками, и попытались «жить по-старому» – по сути, вернуть себя к жизни по обычному праву старых предков. Это движение жёстко подавил Людовик II Немецкий, но оно показало: саксонское крестьянство было готово проливать кровь за свою свободу и веру.
Несмотря на итоговую победу христианской церкви, культурный отпечаток старых верований сохранялся долго. Да, на местах прежних капищ нередко возникали храмы (как в Фрицларе после Дуба Донара), но память о дохристианских богах и ритуалах жила в народной топонимике, фольклоре и обычаях. В крестьянской среде долго практиковались обряды плодородия и праздник «Майен» (майские танцы), отголоски языческих традиций. Во многих германских легендах и средневековых сказаниях сохранилось внимание к древним героям и божествам. Как писал один исследователь, саксы и фризы так непримиримо сопротивлялись франкскому навязыванию веры, что почти каждое восстание стало «символом борьбы за религию предков».

Германцы в бою.
Таким образом, с VI по XII век насильственное обращение в христианство на Западе порождало не столько новых верующих, сколько непрекращающийся конфликт. Там, где христианские миссионеры видели «спасение душ», сами германцы ощущали потерю свободы и традиций. Внутри германских племён эти события воспринимались как травма, породившая легенды о героических жертвоприношениях и сопротивлении — до сих пор это отражено в бережном отношении к языческому прошлому и уважении к традициям «народной религии».
Спасибо за чтение! Подписывайтесь на мой telegram канал - там тоже бывает интересно! :)
📚 Источники и рекомендации.
Для подготовки текста были использованы научные работы и энциклопедические статьи на русском языке. В их числе: Л. Э. фон Падберг «Бонифаций. Миссионер и реформатор» (перевод), А. П. Левандовский «Франкская империя Карла Великого», Православная энциклопедия (статьи «Карл Великий» и «Германия»), Гельмольд «Славянская хроника» (XII в.), а также исследовательские издания по истории саксов и фризов. Среди рекомендованных источников – «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (статья «Христианство у германцев»), А. В. Неусыхин «Крестьянские движения в Саксонии в IX–XI вв.», А. И. Немцович «История Германии» и сборники современной германистики, дающие широкий обзор эпохи христианизации и народных традиций.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.).