
Двадцать седьмого июня 1942 года Норман Роквелл представил на обложке "The Saturday Evening Post" картину, известную как "Вилли Гиллис: светомаскировка" ("Willie Gillis Blackout") или "Вилли Гиллис: что делать во время отключения электричества?" ("Willie Gillis: What to Do in a Blackout"). Эта работа резко контрастирует с предыдущими, более светлыми сценами из жизни Вилли. Дело в том, что возникла вполне реальная потребность подчеркнуть для "массового" читателя весьма серьёзной готовности к мероприятиям гражданской обороны, одним из которых была светомаскировка.
Логично предположить, что действия происходят не в США, а в Великобритании. Именно там, столкнувшись с массированными ночными бомбардировками Люфтваффе, практика "блэкаута" – полного затемнения городов – была отработана весьма серьёзно и имела полное признание в обществе. Дело в том, что в условиях того времени светомаскировка действительно помогала - свет городов больше не мог служить целеуказателем для вражеских бомбардировщиков в ночном небе. Естественно, сам город не спрятать, но точность целевого бомбометания заметно снижается, т.к. визуальных ориентиров становилось намного меньше. Обратите внимание на архивное фото ниже, это учение в немецком Цюрихе, 1937 год.

Почему эта картина была очень актуальна?
Дело в том, что в США режим полной прибрежной светомаскировки не был введён, хотя, это рекомендовали британские союзники, у которых был печальный опыт. Американские власти придерживались другой позиции, что введение светомаскировки создаёт потенциальный ущерб бизнесу. В американских реалиях опасались не авиационных налётов, а действия "морских охотников" - подводных лодок. Обратите внимание на следующий плакат.

«Сомневаешься — гаси огни!» Американский плакат времён Второй Мировой войны.
Немецкие подводники назвали период с января по август 1942 года "Zweite glückliche Zeit" ("Второе счастливое время"). Если очень кратко - немецкие подлодки "хозяйствовали" у берегов восточного побережья США и от всей души громили там слабозащищённый флот, важной военной целью были танкеры. Если бы не одна военная ошибка высшего руководства Германии - немецкий подводный флот мог нанести невероятно серьёзный удар, но и так операция была весьма успешной.
Определённое влияние на это оказало и отсутствие затемнения побережья. Прибрежные американские города, особенно на Восточном побережье, ярко освещали ночное небо. На этом фоне силуэты торговых судов, следующих вдоль берега, были идеально видны с моря, даже если сами корабли соблюдали нормы светомаскировки и себя не выдавали.
Появление такой обложки - это весьма любопытный момент, когда через систему СМИ мягко критиковались действия правительства США непосредственно в момент ведения военных действий. Я не склонен считать, что в данной ситуации это отражение взглядов самого Нормана Рокквелла, однако, в некоторых американских исследованиях подчёркивается, что публикация в столь важном и широко читаемом журнале, появилась невероятно вовремя, в тот момент, когда вопрос необходимости светомаскировки городов на побережье вновь поднимался. Ведь в данном случае, светомаскировка - это вопрос выживания кораблей, моряков, вопрос бесперебойной поставки для фронта и тыла.
Любопытно, в контексте ситуации, выглядит то, что Роквелл эту тему "осветил" пусть и образно.Однако, вернёмся и изначальной обложке.
На картине Вилли Гиллис изображён в затемнённом помещении, причём в компании леди. Они оба в достаточно "парадной" одежде. Женщина находится за Вилли, и, судя по положению перчаток, держит его за плечи и с определённой тревогой смотрит в инструкцию о том, что делать во время светомаскировки. Вилли, судя по направлению взгляда, инструкция интересует мало, девушка - куда больше, логично предположить, что он с этой инструкцией знаком весьма хорошо и что именно им нужно делать - знает наверняка.
Детали одежды девушки в стиле арт деко служит, по моему мнению, двумя целям. В первую очередь для привлечения внимания, всё же публикации стиля "военный плакат", к которым принадлежит практически весь цикл о Вилли Гиллисе. Во вторую - это может быть намёк на то, что отключение света возможно в любом месте, например, на каком-то важном светском мероприятии (для которого одежда подобного стиля наиболее подходящее).

Изображение женщины одетой, в целом, в описываемом стиле.
Кроме того, те самые перчатки, которые практически невозможно проигнорировать на плакате, самая яркая деталь этой картины очень хорошо соответствуют духу одного английского плаката, посвящённого правилам действия во время блэкаута.

Плакат для пешеходов Лондона:«Надевай или бери с собой что-нибудь белое».Во время светомаскировки уличное освещение отключалось в первую очередь.
Возможно, аналогичная социальная реклама была и в США, но мне она неизвестна, а вот в Англии к вопросу просвещения населения о том, как вести себя во время отключения света, подходили весьма серьёзно. Дело в том, что при осуществлении этого "защитного манёвра" появлялась одна действительно массовая проблема – резкий рост дорожно-транспортных происшествий. Государство пыталось решить эту проблему разными путями, например - выпускало плакаты, которые просили граждан во время блэкаута иметь при себе что-то белое. Кроме того, для автотранспорта выпускали специальные затемнённые фары.
Естественно, население требовалось контролировать, этим занималась, например, служба гражданской обороны. Ее добровольцы, как человек на приложенной ниже архивной фотографии, патрулировали улицы в темноте, стучались в двери и окна, требуя немедленно погасить любой источник света, даже малейшую щель в шторах.

Наблюдатель от гражданской обороны в Лондоне, начало Второй Мировой войны.
Самый спорный момент - действительно ли Вилли в рамках этой обложки перенёсся в Лондон. Точного ответ на этот вопрос нет, вполне вероятно, что действия происходят и в США, но, как минимум в одной из обложек Вилли точно покинет родную страну и отправится другую далёкую и загадочную страну, однако, об это я расскажу вам в своё время.
Если вам интересна история жизни и творчества Нормана Роквелла - подписывайтесь.
Сейчас я начал публиковать историю Вилли Гиллиса, одной из самых значимых серий картин художника. Про него материалы будут выходить ещё долго, скорее всего до конца августа
Ранее, часть этого текста была опубликована в сообществе "Катехизис Катарсиса", давно известный на Пикабу как Cat.Cat, к слову, у сообщества скоро будет историческая сходка в Москве, и туда зовут пикабушников.
Предыдущие тексты про Нормана Роквелла:
Норман Роквелл: детский труд и детское счастье на примере одной грустной истории
Девочка с подбитым глазом. Синяк настоящий, но есть нюанс
Ноги на сидениях в общественном транспорте. Норман Роквелл
Джон Кеннеди и Норман Роквелл: "создавая президента"
Джек Бенни. Шутка ли, еврей, что плохо играл на скрипке?!
Серия текст Про Вилли Гиллиса (всего их ожидается 14):
1) Первое появление легендарного солдата Вилли Гиллиса
2) Рядовой Гиллис в увольнении и глоток мирной жизни перед бурей
3) Вилли Гиллис: лицо USO, организации, которая спасала души солдат США (и деньги)
4) Вилли Гиллис, картошка и весточка из дома: островок мирной жизни
5) Вы тут
Отдельно отмечу следующий материал. Это большая и подробная статья с историй жизни Нормана Роквелла, которая, к с сожалению, полностью прошла мимо читателей. Если вы не знаете, кто такой Норман Роквелл - там всё есть.
От рождения до смерти. Вся жизнь Нормана Роквелла. Очень длиннопост
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Вилли Гиллис и уроки светомаскировки. "Интересная" темнота.