ИСУ-152: самоходка или танк? И правда ли в СССР создавали летающие танки?

Недавно я рассказывал о памятнике ИСУ-152 в Липецкой области — реальном ветеране боёв 1944-1945 годов. Та публикация вызвала живой отклик: тысячи просмотров, множество комментариев и личных сообщений. Благодаря вам, дорогие читатели, удалось собрать увлекательные факты, которыми я спешу поделиться. Отдельная благодарность подписчикам за ценные сведения! Давайте разберёмся во всём по порядку.

ИСУ-152: самоходная установка или всё-таки танк?

В прошлой статье я назвал ИСУ-152 танком, и многие справедливо заметили, что это самоходная артиллерийская установка (САУ). Однако если углубиться в историю, то в этом утверждении есть доля истины. Обычно под танком мы понимаем машины вроде Т-34 с вращающейся башней. Аббревиатура ИСУ расшифровывается как «Истребитель Самоходный Установка» на базе тяжёлого танка ИС (Иосиф Сталин). Главное отличие — неподвижная рубка со сверхмощной 152-мм гаубицей. Вращающаяся башня не выдержала бы отдачи от таких выстрелов. Но откуда тогда взялась путаница в терминах?

Особая благодарность Артёму Д., который прояснил этимологию слова «танк». Вот суть его комментария:

Слово «танк» пришло из английского языка (tank — «бак», «цистерна»). Это название изначально было частью операции британской контрразведки в Первую мировую войну. Чтобы скрыть переброску новых боевых машин на фронт по железной дороге, на контейнерах написали «tank», выдавая их за цистерны для воды или топлива. Так термин закрепился за всеми подобными гусеничными боевыми машинами.

Таким образом, вопрос не так однозначен. Учитывая широкую трактовку термина «танк» и то, что ИСУ создан на базе тяжёлого танка ИС, его в определённом контексте тоже можно так назвать.

Кстати, по теме: Самые приятные средние танки 6 уровня (часть 2)..

А что насчёт танка-самолёта? Это не шутка!

Некоторые читатели в шутку заметили: «Скажешь ещё, что был танк-самолёт». Оказалось, что это не фантастика! Благодаря материалам от подписчиков выяснилось, что концепция «летающего танка» реально существовала. Во-первых, легендарный штурмовик Ил-2 в войсках неофициально называли «летающим танком» за его живучесть и мощь в борьбе с вражеской техникой. Но это была лишь метафора. Куда интереснее настоящие гибриды.

Во-вторых, велись работы над настоящим летающим танком — машиной, способной и ездить, и летать. Подобные проекты разрабатывались как в СССР, так и в США. Пионером идеи был американский инженер Джордж Кристи. Конструкции были разными: танки со съёмными крыльями, самолёты, несущие лёгкие танки. Однако большинство проектов закрыли из-за отсутствия в то время достаточно мощных и лёгких двигателей. Американские образцы, часто сделанные из дюралюминия, были слишком уязвимы. Советские конструкторы, изучив эти наработки, использовали идеи для создания серии быстроходных танков БТ. На фото — советский экспериментальный летающий танк А-40 («Крылья танка»). Он прошёл испытания, но в серию не пошёл, и ресурсы направили на развитие более традиционных БТ.

Вот такие исторические параллели! Я очень ценю ваши содержательные комментарии, которые делают наш блог глубже и интереснее. Продолжайте предлагать темы для новых исследований — давайте развивать его вместе! Спасибо, что дочитали, и отличного вам дня!

#saturdaytrip #истории танков #танк #ису #танк-самолет #первая мировая война #ил-2 штурмовик #тербунский рубеж #танки ссср #ссср

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: ИСУ-152 все-таки танк или как в СССР танки-самолеты создавали. Спасибо подписчикам за информацию / Субботние Путешествия.