
Харбин, 1967. Красногвардейцы линчевали преподавателей Индустриального университета. Фотография: Ли Чжэньшэн.
Культурная революция в Китае (1966-1976) была одним из крупнейших и самых трагических событий в истории Китая. Это было попыткой Мао укрепить свое положение лидера, устранить всех, кто с ним не согласен, полностью реорганизовать общество и восстановить коммунистический идеал, который, по его мнению, был подорван «буржуазными» элементами. Вместо этого революция привела к хаосу, разрушению культурного наследия, преследованию интеллигенции и жертвам миллионов людей.
Предпосылки
В конце 1950-х годов между Китаем и Советским Союзом произошел дипломатический конфликт. Пик конфликта пришелся на 1969 год. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения. Мао Цзэдун считал, что разоблачение сталинизма на XX съезде КПСС и проводимая Хрущёвым политика постепенной экономической либерализации в рамках политики мирного сосуществования противоречат коммунистической идеологии, что также представляло угрозу его влиянию в КПК. Одним из признаков недовольства СССР политикой маоистов стал внезапный отзыв бригады советских экспертов, работавших в Китае в рамках программ международного сотрудничества. Конфликт в конечном итоге привел к пограничным столкновениям в районе острова Даманский на реке Уссури и в районе озера Жаланашколь в Джунгарском районе.

13 августа 1969 года, озеро Жаранашколь. Хотя бой был ожесточенным, он продолжался не более часа. Советские пограничники потеряли двух человек убитыми и десять ранеными. С китайской стороны погибло 19 человек, трое попали в плен.
Экономическая политика Мао Цзэдуна, направленная на быстрое развитие промышленности в конце 1950-х годов, так называемый «большой скачок», который должен был привести к индустриализации, провалилась. Труд крестьян считался таким же незначительным, как и любой другой труд, и всему населению было приказано сделать сталеплавильное производство своей основной обязанностью, что привело к катастрофическим последствиям — Великому голоду, унесшему жизни от 15 до 45 миллионов человек. Можно сказать, что это вызвало недовольство среди партийной элиты и народа.
После провала «Большого скачка» Мао Цзэдун временно утратил свое влияние в Коммунистической партии Китая. Лю Шаоци и другие лидеры, включая Дэн Сяопина, начали настаивать на более прагматичных реформах, в которых Мао видел угрозу своей власти.
Мао Цзэдун, Лю Шаоци, Дэн Сяопин
Мао Цзэдун беспокоился, что Китай пойдет по стопам Советского Союза, и после смерти Сталина Хрущев начал процесс десталинизации. Чтобы этого не произошло, он решил начать массовое движение по «очищению» общества от «буржуазных» ценностей.
Начало Культурной революции
Начало Культурной революции в Китае совпало с очередной «кампанией самокритики», в ходе которой китайцы (включая членов партии) должны были в письменной форме сообщать партии о своих ошибках. Эту особую церемонию также пришлось пройти Председателю Китайской Народной Республики Лю Шаоци и его товарищам. Мао использовал полученные «признания» в своих интересах.
Третий пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 11-го созыва зачитал письмо Лю Шаоци и впоследствии отстранил его от должности до выяснения характера допущенных им ошибок. В то время это была обычная практика в Китае. Член партии, хотя формально и не лишён своей должности, фактически отстраняется от должности и помещается под домашний арест, и может продолжать занимать эту должность, если пожелает.
Лю Шаоци и его семью несколько раз допрашивали, а возле его дома проходили демонстрации в поддержку Мао Цзэдуна. В конце концов Лю Шаоци был заключен в тюрьму и умер в 1968 году.

Лю Шаоци и его семья
6 мая 1966 года Мао Цзэдун объявил о начале Великой пролетарской культурной революции. Он призвал молодежь покончить с «четырьмя старыми привычками» — старой культурой, старыми обычаями, старыми традициями и старыми идеями. Для достижения этих целей был создан «Комитет 16 мая» для координации действий.
Молодые «бунтари» начали борьбу против врагов коммунизма — хунвейбинов (школьников) и цзаофаней (молодых рабочих); они были молоды, жестоки и легко поддавались контролю.

Это революционные герои - красногвардейцы
Чтобы проиллюстрировать ужасающие преступления, совершенные молодыми «мятежниками», я расскажу историю школьницы по имени Сун Бинбин, представительницы кровавой Культурной революции в Китае

18 августа 1966 года она позировала для фотографии с Мао Цзэдуном на фоне многотысячного митинга на площади Тяньаньмэнь. На фотографии она прикрепила красную повязку (символ Красной гвардии) на руку китайского лидера
За две недели до знаменательного события, сделавшего ее всемирно известной, девушка стала свидетельницей «инцидента» совершенно иного рода — убийства заместителя директора ее школы.
Инцидент начался, когда г-н Сун и другой ученик школы, Лю Цзинь, разместили крупный плакат с осуждением учителя. Главной целью этой операции является вице-президент школы Бянь Чжунъюнь. Ей 50 лет, она мать четверых детей и дочь банкира, отвечающего за дисциплину.
В тот день ученики задали ей сложный вопрос, который ее разозлил: «Если произойдет землетрясение, следует ли нам сначала спасти статую Мао Цзэдуна?» Учительница ответила: «Когда произойдет землетрясение, первое, что вы должны сделать, это быстро покинуть класс». Дети выдвинули свой собственный вывод: контрреволюция. Это равносильно смертному приговору для заместителя директора.
Бянь Чжунъюнь
Вдова учителя, Ван Цзинъяо, которая одна вырастила четверых детей после смерти своего учителя, плакала, потому что не смогла предотвратить убийство. Он снял на видео их маленькую дочь, стоящую рядом с изуродованным телом матери.
Профессор Бянь был первым учителем, убитым во время Культурной революции. Ее убийство вызвало дальнейшие репрессии со стороны Красной гвардии, кульминацией которых стало собрание более миллиона человек на площади Тяньаньмэнь, где Сун прикрепил красную повязку к руке Мао.
На митинге на площади Тяньаньмэнь Мао публично назвал героическим участие Сун Бинбин в бойне 4 июня и призвал изменить ее имя с «Бинбин» (что означает «благородная») на «Яоу» (что означает «воинственная»). Затем газета Коммунистической партии опубликовала статью от имени Сун, назвав девушку ее новым именем и заявив, что «насилие — это правда».
Уничтожение всего и вся
Коммунистическая партия Китая дала весьма расплывчатые указания относительно конкретного значения этих четырех артефактов. В результате началось массовое уничтожение культурного наследия, созданного до 1949 года, в том числе ценных произведений древнего искусства.
Обратите внимание: Антон Иванович Деникин – русский военачальник, генерал-лейтенант, один из бывших руководителей белогвардейцев во времена гражданской войны в России в 1917 – 1922 гг.
Людям, хранящим «реликвии» дома, грозит суровое наказаниеПо призыву Мао Цзэдуна хунвейбины разрушили бесчисленное количество архитектурных памятников, сожгли старые книги, разорвали каллиграфию и картины, разбили старую посуду и керамику. Генеалогии, веками сохранявшиеся в знатных семьях, были сожжены. Многим культурным ценностям был нанесен непоправимый ущерб, а их владельцы наказаны. Интеллектуалов преследовали, оскорбляли, пытали, сажали в тюрьмы и убивали.

Красная гвардия сжигает книги
Чтобы защитить Запретный город от вторжения Красной гвардии, премьер Чжоу Эньлай приказал закрыть ворота Запретного города и послал войска, чтобы предотвратить вторжение Красной гвардии.
В Тибете и Внутренней Монголии историческое наследие вышеперечисленных народов было практически полностью уничтожено, а во имя борьбы с «четырьмя великими святынями» проводились широкомасштабные репрессии и насильственная китаизация тибетцев и монголов.

Статуи удалены из буддийских храмов
Из пропагандистской газеты от 1 июня 1966 года: «Решительно, основательно, полностью и окончательно уничтожим власть и зловещие планы ревизионистов! Уничтожим этих чудовищ — хрущевских ревизионистов!»
Нечеткое определение классовых врагов пролетариата привело к «войне всех против всех». Наибольшее давление испытали бывшие феодалы, монахи и интеллигенция.
Линь Бяо, маршал Китайской Народной Республики, которого считали правой рукой и преемником Мао Цзэдуна: «Ну, они убивали людей в Синьцзяне, убивали ли они людей по причине или по ошибке, но не так много людей. Были также убийства в Нанкине и других местах, но в целом число смертей было все равно меньше, чем в бою. Таким образом, потери были сведены к минимуму, а успех — максимальным. Это великий план, который гарантирует наше будущее на следующие сто лет. Красная гвардия — это небесная армия, которая захватила власть у буржуазных лидеров».
Уже в августе 1967 года газеты по всему Пекину начали называть противников политики Мао «крысами, переходящими улицу» и открыто призывать к их убийству. В то же время были запрещены аресты хунвейбинов (борцов с маоизмом.
Студент из Сямэньского университета в провинции Фуцзянь написал: «Некоторые (учителя) не выдерживали занятий по борьбе, заболевали и умирали, честно говоря, прямо у нас на глазах. У меня нет сочувствия ни к этим людям, ни к тем, кто выпрыгнул из окна или прыгнул в горячий источник и сварился заживо».
Зверствам Красной гвардии не только не препятствовали, но и способствовали. Поэтому Министерство транспорта Китайской Народной Республики организовало бесплатные поезда для «борцов с врагами пролетариата» для поездок по стране с целью «обмена опытом». Культурная жизнь страны фактически замерла.
Были закрыты книжные магазины и запрещена продажа любых книг, кроме «Цитат Мао Цзэдуна», что стало средством не только идеологической, но и физической борьбы. Зафиксировано бесчисленное множество случаев, когда видных деятелей партии забивали до смерти книгой в твердом переплете, чтобы вывести из них «буржуазный яд».
Театр исполняет только «современные революционные оперы», написанные женой Мао Цзэдуна Цзян Цин. Так началось движение «социалистического перевоспитания».
Все декорации и костюмы Пекинской оперы были уничтожены. Монастыри и храмы были сожжены, а участки Великой Китайской стены разрушены. Последнее было обусловлено нехваткой кирпичей для «более необходимой» свинофермы.

На демонстрациях в Китае этот огромный портрет кажется таким знакомым, не правда ли, Маркс..
Школы кадров 7 мая, «Ввысь в горы, вниз в сёла»
Другим движением во время Культурной революции в Китае стало создание Кадровых школ 7 мая (названных в честь речи Мао Цзэдуна 7 мая 1966 года, в которой он объявил о создании этих учреждений). 100 000 государственных служащих прошли обучение в 106 школах в 18 провинциях. Система обучения предполагает, что треть рабочего времени отводится на физический труд, треть — на теоретическое обучение и треть — на организацию производства, управление и делопроизводство.
Другим движением была отправка студентов, рабочих и солдат в сельскую местность, известное как движение «В горы и вниз в деревню». Фактически его целью было изгнание нежелательных лиц в места, удаленные от центрального правительства. Более 350 тысяч человек, две трети из которых — монголы, были репрессированы по обвинению в подпольной враждебной деятельности. После массовых изгнаний этнические меньшинства в провинции Юньнань подняли беспорядки, и 14 000 человек были казнены.
Что же могло пойти не так ?
Большинство красногвардейцев были детьми из бедных семей. Их обучали быть крайне жестокими, и они с радостью выполняли приказы Мао Цзэдуна и его сторонников. Однако вскоре среди них возникло классовое разделение по признаку происхождения. Эти банды разделились на «красные банды» (дети интеллигенции и членов партии) и «черные банды» (дети из неблагополучных семей) и начали воевать друг с другом.
В какой-то момент Красная гвардия, разъяренная кровопролитием и бесчинствами, перестала быть контролируемой группой и начала просто грабить, убивать и крушить все подряд.
В конце концов Мао был вынужден прибегнуть к помощи армии для борьбы с хунвейбинами, которые стали неуправляемыми. Вчерашний двигатель Культурной революции был признан «некомпетентным» и «политически незрелым». В сентябре 1967 года отряды и организации Красной гвардии были расформированы. Лидеров отправили в провинцию на сельскохозяйственные работы (около 1 миллиона осенью 1967 года, 5,4 миллиона в 1970 году), а некоторых публично расстреляли.
Результаты оказались еще более ужасными, чем в ходе «Большого скачка»: пострадало около 100 миллионов человек, около 1 миллиона погибло. Около 5 миллионов членов партии были репрессированы. На их место пришли фанатичные последователи культа личности Мао.

Раскрашенные улицы города
Была уничтожена значительная часть культурного наследия страны: тысячи древних китайских исторических памятников, книг, картин, а также тибетских монастырей, обителей и храмов. Десятилетия научного прогресса, неграмотность миллионов молодых людей, нехватка учителей и страх навсегда останутся в сердцах тех, кто все это пережил.
Мао был готов уничтожить всех и вся, чтобы сохранить свой «трон» и устранить любую оппозицию. После его смерти никто не попытался разоблачить истинное лицо культа личности, и никто не попытался найти виновника этого кошмара. Все просто сделали вид, что ничего не произошло, и начали постепенно переводить страну в новые «колеи".
Спасибо всем, кто прочитал, и, пожалуйста, подпишитесь, будет весело!
Политическая история (наука) Прошлое Культурной революции в Китае Длинная статья 18Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Культурная революция в Китае (1966–1976): Безумие красных гвардейцев.