Зимний гардероб Российской империи: от тулупа до горностая

Особенности и ценность старинной одежды

Картина С. В. Иванова «Семья» (1907) показывает быт и одежду того времени.

Изучая историю костюма, важно помнить о языковой эволюции: одно и то же слово могло со временем менять значение, а один предмет одежды — иметь несколько названий. Зимняя одежда в дореволюционной России была не просто утилитарной вещью, а значимым имуществом. Её стоимость была несопоставимо выше современной. Заказ нового пальто был серьёзным и ответственным событием, а добротная шуба или шапка могли передаваться по наследству и упоминаться в завещании наравне с деньгами или драгоценностями.

Типичная крестьянская одежда конца XIX века: шапки, куртки, сапоги.

Нижнее бельё из Каргопольского района Олонецкой губернии, 1877 г.

Основой зимнего гардероба, особенно для простого народа, было тёплое нижнее бельё.

Одежда простолюдинов: от зипуна до тулупа

Зипун — это распашная одежда длиной до колен или ниже, с длинными рукавами и стоячим воротником или отворотами. Его традиционные цвета — чёрный или тёмно-синий. Зипун имел подкладку, утеплённую ватой или шерстью. Эта универсальная одежда, которую носили и мужчины, и женщины, была типична для крестьян и небогатых горожан.

Мужчина в кожухе в Черниговской области.

Одним из древнейших видов зимней одежды считается кожух — прямой предшественник тулупа. На его пошив уходило 6-7 овчин. Основную часть выкраивали из самого большого куска кожи, сгибая его посередине — на сгибе формировали плечи. Затем вырезали горловину и разрез спереди. Боковые клинья, рукава и воротник делали из остальной кожи. Кожух часто был светлым и иногда украшался вышивкой.

Торговец. Фотостудия «М. Рыбаков», Москва. Конец 1860-х – начало 1870-х. Справа — мужчина в тулупе.

Мужчина в тулупе, 1900 год.

Тулуп шили мехом внутрь, используя в основном овчину, но также мех лисы, зайца или енота. Были тулупы голые (без верхнего покрытия, как современные дублёнки) и крытые, когда овчину сверху закрывали тканью — покупной или домотканой. Длина тулупа могла достигать щиколоток. В сильные морозы его надевали поверх другой одежды. Он мог быть как распашным, так и со шнуровкой. Тулуп был частью форменной одежды извозчиков и дворников. Для крестьянской семьи он часто был дорогой роскошью, и его носили по очереди все домочадцы.

В. Перов «Гитарист». Государственный Русский музей.

Кожух и тулуп ярко описаны в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Сначала Гринёв, уезжая из дома, получает от родителей «заячий тулуп, а сверху лисью шубу». Позже, в метель, он отдаёт свой тулуп вожатому, который вывел их к постоялому двору. Этот подарок, хоть и тесноватый для мужика, оказался очень кстати. Эпизод с разрывом шва, который услышал Савельич, добавляет истории бытовой достоверности.

Бекеша.

Бекеша, 1940 год.

Близким родственником тулупа была бекеша (или бекеш). Название происходит от имени венгерского полководца XVI века Каспара Бекеша. Её также шили из овчины, но она была короче тулупа и всегда имела тканевую отделку сверху. В словаре Даля бекеша описывается как «род долгополого сюртука или кафтана со сборками сзади и меховой подкладкой». Бекеши использовались в армии — сначала Российской империи, а затем и в РККА.

Городская и форменная верхняя одежда: шинель и пальто

Шинель.

Джордж Доу. Портрет Александра Бенкендорфа.

Более элегантным вариантом верхней одежды было пальто или шинель. Важно отметить, что раньше эти слова могли быть синонимами. Сегодня шинель прочно ассоциируется с военной униформой. Однако в XIX веке шинелями могли называть и обычные гражданские пальто, что иногда создаёт путаницу при чтении исторических текстов.

Портрет полицмейстера Мчеслава Ипполитовича Соколовского, 1890 г.

Знаменитая «Шинель» Н.В. Гоголя показывает, насколько важной и дорогой вещью было новое пальто для мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин, с годовым жалованием около 400 рублей, копил на обновку годами, отказывая себе во всём. Описание процесса выбора сукна, подкладки и воротника, а затем кропотливой работы портного Петровича — это не просто детали сюжета, а иллюстрация ценности вещи. Офицерские шинели, хоть и назывались так же, шились из других материалов и имели иной крой. Чичиков носил «шубу на медведях», Базаров — «балахон», а герой «Крейцеровой сонаты» Толстого — «пальто». Интересно, что слово «пальто» могло обозначать и домашний халат, как у отца Стахова в «Накануне» Тургенева или у Фёдора Павловича Карамазова. Лишь к концу XIX века оно окончательно закрепилось за верхней уличной одеждой.

Женская мода: салоп и бурнус

Салоп.

Салоп — женская верхняя одежда в виде широкой и длинной накидки с прорезями для рук или короткими рукавами. Он вошёл в моду в начале XIX века.

Обратите внимание: Немного о дореволюционной обуви.

Салопы носили аристократки и купчихи. Однако уже к 1830-м годам в высшем свете они вышли из моды, и слово «салопница» приобрело презрительный оттенок, обозначая небогатую, вульгарно одетую женщину. В купеческой среде салопы оставались популярными дольше. В пьесе Островского «Свои люди — сочтёмся» сваха Устинья Наумовна мечтает получить за услуги «две тысячи да салопчик бобровый».

Бурнус.

Другой популярный вид женской одежды — бурнус. Изначально это был белый плащ из арабской шерсти. В Европе, а затем и в России, он стал модным в середине XIX века. Героиня Островского в комедии «Старый друг лучше новых двух» говорит: «Ведь теперь все бурнусы носят; у всех бурнусы». Бурнус носят Наташа из «Униженных и оскорблённых», Соня Мармеладова и её сестра. Однако русский бурнус сильно видоизменился: он стал короче арабского оригинала, мог иметь рукава и утепляться ватой. К концу века бурнус вышел из моды, но портные, специализировавшиеся на женской верхней одежде, ещё долго назывались «бурнусниками».

Царство меха: шубы как символ статуса

Б.М. Кустодиев. Портрет Шаляпина.

Отдельная глава истории зимней одежды — это, конечно, шубы. В допетровской Руси их часто крыли тканью (парчой, бархатом, сукном), и по виду они были похожи на крытые тулупы, но из более дорогих материалов. Рукава боярских шуб могли быть очень длинными и декоративными. Позже шубы стали шить мехом наружу, с более практичным кроем. В XIX веке силуэт шубы стал приталенным. Мех был безоговорочным маркером социального статуса. Как гласила поговорка: «Попу — горностай, дьяку — лисица, подьячему — серый заяц, а просвирне — заячьи уши». Самыми дорогими считались соболь и горностай, затем шли норка, бобёр и лисица, а самыми доступными — заячий, беличий мех и овчина.

Мужчина в шубе.

Некоторые меха имели гендерную окраску. Медвежий и росомаший мех считались сугубо мужскими. В XVIII веке в моду вошёл калан (камчатский бобр), добыча которого стала важной статьёй дохода. Наиболее ценились чёрные и тёмно-бурые шкурки. В допетровское время одежду знатных женщин часто отделывали бобром, а в XVIII веке аристократки предпочитали соболя. Ценность меха зависела и от части шкурки: спинка, брюшко, лобная часть — всё оценивалось по-разному.

В. Эриксон. Портрет графа Григория Орлова в леопардовой шубе.

Мех был настолько ценен, что даже обрезки и «меховой мусор» тщательно учитывались в описях имущества и завещаниях. В документах можно встретить записи о «собольих хвостиках», «лапках» или «черевах» (брюшках). Горностай после коронации Екатерины I приобрёл особый статус как символ монаршей власти. Более демократичные беличьи шубы носили и дворяне, но покрывали их дорогой тканью и оторачивали, например, соболем.

Екатерина Долгорукова.

Меховая торговля — двигатель империи

Меха столетиями были важнейшим экспортным товаром России. Существует мнение, что освоение Сибири во многом было продиктовано «мягкой рухлядью» — пушниной. Главными центрами торговли были ярмарки в Якутске, Ирбите, Обдорске и, конечно, Нижегородская. Меха составляли одну из трёх главных статей товарооборота на ней. Готовые изделия и сырьё расходились по всей стране и экспортировались за границу. Однако к XX веку неконтролируемый промысел привёл к резкому сокращению популяций пушных зверей, что стимулировало развитие звероводства.

Василий Суриков. Эскиз картины «Покорение снежного города». 1890. Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск.

*****************

Часть материала взята отсюда:

Д. Ляпин, Б. Шапиро «Россия в шубах. Русские меха. История, национальная идентичность и статус»

Ю. Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»

Н. В. Гоголь «Шинель»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

[Моя] Российская История Российская Империя Мода Мода Шуба Длинный Столб 46

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: О дореволюционной зимней одежде.