Этот значок был символом принадлежности к мощному движению, бросавшему вызов власти сёгунов и даймё.
Кто такие икко-икки?
Термин «Икко-икки» (или «Икки») относится к вооруженным союзам, которые с 1457 по 1590-е годы противостояли центральному правительству и местным феодалам в феодальной Японии. Их корни уходят в XIII век, когда самураи низкого ранга, крестьяне и горожане начали объединяться в «икки» (лиги) для взаимной защиты. Примеры таких ранних объединений — «Белый Флаг» и «Микари Итикай». Важным фактором их военной силы стало огнестрельное оружие. Хотя примитивные его образцы были известны в Японии и ранее, настоящий переворот произошел после 1543 года, когда португальцы завезли аркебузы. Это позволило относительно быстро вооружить большие массы людей, превратив фермеров и торговцев в грозную военную силу.
Японское огнестрельное оружие — аркебуза «танегасима», широко использовавшаяся во второй половине XVI века.
Религиозная основа движения
Ядро движения Икко-икки составляли радикальные последователи буддийской школы Дзёдо Синсю («Истинная школа Чистой Земли»). В отличие от других направлений буддизма, эта школа отличалась простотой: у неё было меньше строгих заповедей и ритуалов. Она провозглашала, что путь к спасению открыт для всех — и для простого крестьянина, и для учёного монаха. Эта доступность и простота практики сделали Дзёдо Синсю невероятно популярной среди широких народных масс.
В 1457 году восьмой патриарх школы, Рэннё, стал главой храма Хонгандзи в Киото. Его неортодоксальные проповеди вызвали гонения, и в 1471 году он был вынужден бежать в провинцию Этидзэн. Там он сплотил вокруг себя разрозненных последователей — крестьян, монахов, торговцев и мелких самураев (коси), построив новый храм и резиденцию. Движение, проповедовавшее радикальные идеи спасения, искало союзников и постепенно сблизилось с Дзёдо Синсю. Со временем названия «Икко» («Одного направления», от названия секты) и «Дзёдо Синсю» стали использоваться как синонимы, хотя сам Рэннё осуждал насилие.
Рэннё, духовный лидер, заложивший основу движения.
Демократия и экспансия
Последователи Рэннё были фанатично преданы своей вере и воинственны. Уникальной чертой их сообщества была внутренняя демократия: ключевые решения принимались на собраниях, где практиковался принцип «один человек — один голос», а итог подводился большинством голосов. Вокруг храма быстро выросло целое поселение.
Однако мирному учению Рэннё его воинственные последователи предпочли путь силы. Мелкие самураи, примкнувшие к движению, увидели в нём инструмент для достижения своих целей. В 1474 году, вмешавшись в конфликт между двумя представителями сёгуната в провинции Кага, икко-икки поддержали Тогаси Масачика. Не получив обещанной награды, они подняли восстание. Хотя первые выступления были подавлены, в 1488 году, воспользовавшись отсутствием даймё, войска икко-икки осадили и сожгли его замок, что привело к самоубийству правителя. Это событие стало поворотным: провинция Кага на десятилетия фактически перешла под контроль лиги, став «крестьянским княжеством». Сёгун даже направлял официальные документы не даймё, а руководству Дзёдо Синсю.
Основные районы влияния и военных походов Икко-икки.
Расцвет и противостояние с великими полководцами
Опираясь на контроль над Кагой, икко-икки расширяли влияние, атакуя соседние провинции и даже храмы других конфессий в Киото. К середине XVI века они укрепились в стратегически важных точках: построили мощную крепость-храм в Исияма (на месте будущей Осаки), захватили замок Нагасима и создали сеть укреплений. Их сила заключалась не только в армии, но и в контроле над торговыми путями, что давало огромные экономические преимущества.
Такая мощь начала беспокоить объединителей Японии. Молодой Токугава Иэясу, опасаясь участи правителей Кага, вступил с ними в конфликт из-за налогов. В 1564 году в битве при Сёдодзаке войска Токугавы, поддержанные монахами-соперниками, нанесли поражение икко-икки, хотя и не смогли их сокрушить окончательно.
Битва при Адзодзака (Сёдодзака), 1564 год. Гравюра Ёситоси Цукиоки, 1873 год.
Закат движения
Настоящий конец могуществу икко-икки положил Ода Нобунага, беспощадный объединитель Японии. После неудачной осады крепости Нагасима в 1571 году он выместил ярость на монахах враждебного монастыря Энряку-дзи, полностью его уничтожив. Это был сигнал. В 1574 году, после долгой осады, Нобунага взял Нагасиму, перерезав снабжение и сжег крепость вместе с защитниками. Кульминацией стала десятилетняя осада главной цитадели — храма Исияма Хонгандзи в Осаке. В 1580 году он пал. Нобунага пощадил многих защитников, но велел сравнять храм с землей.
Потеряв ключевые крепости, движение икко-икки лишилось военной и экономической мощи и больше не играло значительной роли в политике. Часть бывших последователей влилась в армию нового объединителя, Тоётоми Хидэёси, но как самостоятельная сила к 1590-м годам они сошли с исторической сцены, оставшись ярким примером народного сопротивления в эпоху Сэнгоку.
Современный вид храма Сёман-ин в провинции Кага — одного из немногих уцелевших напоминаний о той эпохе.
[Моя] Средневековая цивилизация Военная история История (наука) Наука Популярный учёный Наука Общество древних артефактов Длинный пост
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Икко-икки.