Танкетка Т-27: история, конструкция и модификации первого массового советского танка-разведчика

Т-27 — серийная советская танкетка.

Основные тактико-технические характеристики (ТТХ)

Боевая масса: 2,7 тонны.

Компоновочная схема: классическая для танкеток: трансмиссия расположена впереди, двигатель — в центре, а экипаж из двух человек — в кормовой части корпуса.

Экипаж: 2 человека (механик-водитель и командир, выполнявший также роль пулемётчика).

История создания и производства

Разработчик: специальная конструкторская группа под руководством Н. Н. Козырева.

Производители: производство было развёрнуто на нескольких заводах, включая Горьковский автобусный завод (ГАЗ), завод № 37 в Москве и завод «Большевик» (№ 174) в Ленинграде.

Годы производства: 1931—1934.

Годы эксплуатации в РККА: 1931—1941.

Количество выпущенных: всего было изготовлено 3155 линейных танкеток Т-27 и 187 огнемётных модификаций ХТ-27.

Габариты и ходовые качества

Длина корпуса: 2600 мм.

Ширина: 1830 мм.

Высота: 1443 мм.

Клиренс (дорожный просвет): 240 мм.

Бронирование: Корпус собирался из катаных гомогенных бронелистов толщиной преимущественно 10 мм, которые соединялись заклёпками на каркасе, а на части машин — сваркой. Такая защита была рассчитана на противодействие пулям стрелкового оружия и мелким осколкам.

  • Лоб корпуса: 10 мм под разными углами наклона.
  • Борта и корма корпуса: 10 мм.
  • Днище: 4 мм.
  • Крыша корпуса и верхние колпаки: 6 мм.

Вооружение: Основным и единственным вооружением был один 7,62-мм пулемёт ДТ (Дегтярёв танковый) с боекомплектом в 2520 патронов (40 дисков), позже уменьшенным до 1764 патронов.

Двигатель и подвижность

Двигатель: Устанавливался четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-А (лицензионный аналог американского Ford-AA) мощностью 40 л.с.

Подвижность:

  • Максимальная скорость по шоссе: до 40 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: около 120 км.
  • Скорость по бездорожью: примерно 16 км/ч.
  • Запас хода по пересечённой местности: 60 км.
  • Машина могла преодолевать подъёмы до 30°, стенки высотой 0,5 м, рвы шириной 1,2 м и броды глубиной 0,5 м.

История создания

Интерес к лёгким и манёвренным танкеткам в СССР проявился ещё в конце 1920-х годов. Идею активно продвигал Михаил Тухачевский, занимавший высокие посты в руководстве РККА. Первые отечественные проекты, такие как «Лилипут», Т-17, Т-21 и Т-23, либо остались на бумаге, либо были отвергнуты после испытаний из-за конструктивных недостатков, высокой стоимости или неудовлетворительных характеристик.

Переломным моментом стал 1930 год, когда советская закупочная комиссия во главе с И. А. Халепским посетила Великобританию. Там им была продемонстрирована удачная танкетка Carden-Loyd Mk.IV, которая экспортировалась по всему миру. СССР закупил партию из 20 машин (получивших индекс К-6), техническую документацию и лицензию на производство.

Однако советские инженеры не стали слепо копировать английский образец. Под руководством Н. Н. Козырева проект был существенно доработан: усилено бронирование, применены более широкие гусеницы для лучшей проходимости, использованы освоенные в производстве автомобильные агрегаты (от грузовиков ГАЗ-АА), что повысило технологичность. Первый опытный образец был готов в ноябре 1930 года, а уже 13 февраля 1931 года, ещё до завершения всех испытаний, танкетка Т-27 была официально принята на вооружение Красной Армии.

Серийное производство

Выпуск Т-27 начался в 1931 году и, в отличие от других более сложных танков того периода, не сопровождался большими трудностями. Это объяснялось широким использованием уже отработанных автомобильных узлов и агрегатов. Производство было организовано на заводах «Большевик», №37 и автосборочном №1. Всего за три года было выпущено и передано армии более 3300 машин.

Конструктивные особенности

Т-27 представляла собой классическую безбашенную танкетку с очень плотной компоновкой. Экипаж из двух человек размещался плечом к плечу в тесной кормовой части корпуса. Доступ к местам водителя и командира, а также к двигателю осуществлялся через три откидных колпака в крыше.

Бронирование

Бронезащита собиралась из катаных листов толщиной в основном 10 мм, которые крепились на каркасе с помощью заклёпок, а на части машин — электросваркой. Такое бронирование защищало только от пуль и мелких осколков.

Вооружение

Вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемёта ДТ, установленного в шаровой установке в лобовом листе справа. Командир машины одновременно был пулемётчиком.

Средства наблюдения и связи

Танкетка не имела специальных приборов наблюдения или средств радиосвязи. Обзор обеспечивался через смотровые щели, а связь между машинами в подразделении поддерживалась с помощью сигнальных флажков — обычная практика для лёгкой бронетехники того времени.

Ходовая часть и двигатель

В основе силовой установки лежал проверенный автомобильный двигатель ГАЗ-АА (40 л.с.) и механическая трансмиссия от грузовика. Ходовая часть включала блокированную подвеску на листовых рессорах и мелкозвенчатые гусеницы. Несмотря на скромную мощность, удельное давление на грунт было небольшим (0,66 кг/см²), что обеспечивало приемлемую проходимость.

Модификации и машины на базе Т-27

На базе удачного шасси Т-27 было создано множество экспериментальных и серийных машин:

  • ХТ-27 (БХМ-4) — серийная огнемётная (химическая) танкетка. Выпущено 187 единиц. Это был первый огнемётный танк в РККА.
  • Т-27 тягач — переоборудованные линейные машины для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Часто сверху приваривались поручни для перевозки орудийного расчёта.
  • МЗ-27 — минный заградитель, способный нести до 170 мин.
  • ТТ-27 — экспериментальная телеуправляемая танкетка (выпущено 5 шт.).
  • Т-27ПХ — уникальная опытная машина для подводного вождения, способная преодолевать водные преграды по дну.
  • А также различные проекты самоходных артиллерийских установок (СУ-3, КТ-27), танкетки снабжения, аэродромного тягача и другие. Большинство из них остались в опытных экземплярах.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Танк Т-27.