Миф, созданный проигравшими
Распространенное убеждение, что «историю пишут победители», часто оказывается ошибочным. Напротив, исторические нарративы нередко формируются именно проигравшими сторонами, стремящимися переосмыслить свое прошлое. Яркий пример — миф о «чистом Вермахте», который десятилетиями доминировал в западной историографии.

Франц Гальдер, бывший начальник штаба армии, возглавлял немецкий отдел Исторического отдела армии США.
Фабрикация истории: проект Гальдера
С 1946 по 1961 год бывшие высокопоставленные офицеры вермахта, нанятые американцами, работали над описанием Второй мировой войны с немецкой точки зрения. С началом Холодной войны их взгляд на Восточный фронт стал особенно ценным для Запада. Возглавлявший это ведомство Франц Гальдер и его коллеги создали целую историографическую традицию, в рамках которой вермахт изображался как аполитичная, «обычная» армия, а Гитлер — как некомпетентный дилетант, мешавший гениальным генералам. Генералов представляли чуть ли не тайными противниками нацизма, защищавшими родину от «азиатских орд» большевиков.
Эта группа историков-участников событий на 15 лет получила монополию на доступ к архивам, консультировала западных коллег и обучала американских военных. Параллельно, с 1950-х годов, рынок наводнили мемуары немецких генералов о «потерянных победах», укрепляя созданный миф в массовом сознании.
Аналогия с «Проигранным делом»
Американские историки Рональд Смелзер и Эдвард Дэвис в своей книге 2008 года проводят параллель между восприятием советско-германской войны на Западе и мифом о «Проигранном деле» (Lost Cause) в истории США. В обоих случаях создавался образ героической, аполитичной армии, сражавшейся за правое дело, а ее лидеров очищали от связи с расистской идеологией (нацизмом или рабовладением). Даже преступные цели войны оправдывались — будь то «превентивный удар» по Сталину или защита «прав штатов», якобы не связанных с рабством.

Крушение мифа и новые архивы
Долгое время западная аудитория могла судить о войне на Восточном фронте лишь по немецким источникам, так как советские исследования и мемуары не переводились. Ситуация начала меняться в 1960-х, когда немецкие архивы вернулись из США в ФРГ, и команда Гальдера потеряла эксклюзивный доступ к материалам. Новое поколение гражданских историков стало раскрывать глубокую интеграцию вермахта в нацистскую систему, его причастность к военным преступлениям и расовой идеологии.
Окончательный удар по мифу нанесло падение «железного занавеса» в 1990-х годах. Открытие советских архивов позволило включить в научный оборот взгляд другой стороны и объективно оценить решающий вклад СССР в победу. Западная историография постепенно, со сменой поколений, отошла от концепции «чистого Вермахта».
Ирония истории: возрождение мифа на Востоке
Парадоксально, но именно в тот момент, когда миф терял силу на Западе, он обрел второе дыхание на постсоветском пространстве. Для граждан бывшего СССР, уставших от официозной советской пропаганды, «альтернативный» нарратив о «благородном вермахте» стал казаться откровением и вызвал большой резонанс. К сожалению, в условиях ослабления государственной исторической политики такая трактовка до сих пор находит сторонников, представляя собой искаженное и опасное прочтение истории.
Вторая мировая война Военная история Нацизм Великая Отечественная война Потери Пропаганда Третий Рейх Пост Вермахта
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Историю пишут победители. А так ли это ?.