Сильнее смерти: 49 дней дрейфа в океане — история мужества и человечности четырёх советских солдат

Эта история — потрясающий пример силы духа, товарищества и невероятной воли к жизни. Четыре молодых военнослужащих, попав в экстремальные условия, не только выжили, но и сохранили своё человеческое достоинство, став примером мужества для всего мира. Дрейф самоходной баржи Т-36 в Тихом океане по сей день остаётся одной из самых выдающихся и драматичных страниц в летописи выживания человека в борьбе со стихией.

Всё началось в январе 1960 года во время масштабных учений у Курильских островов. Среди прочих судов в них участвовала и небольшая самоходная баржа Т-36 с сугубо вспомогательными функциями. Её экипаж состоял из четырёх недавних призывников: 21-летнего сержанта Асхата Зиганшина и 20-летних рядовых Анатолия Крючковского, Филиппа Поплавского и Ивана Федотова. Их спокойная служба была прервана внезапно разыгравшимся 17 января у острова Итуруп жестоким штормом. Стихия сорвала баржу с якоря и унесла в открытый океан, обрекая её на 49-дневное скитание по волнам на расстоянии более 1500 морских миль от берега.

Самоходная баржа Т-36. (Фото из открытого источника).

К утру следующего дня баржа полностью исчерпала запасы топлива, лишившись последней возможности вернуться к берегу. Она стала безвольной игрушкой океанских течений. В это время на берегу уже начались поиски, но обнаруженные обломки — спасательный круг и угольный бункер — заставили командование сделать трагический вывод: Т-36 затонула со всем экипажем. Никто не мог предположить, что в это самое время четверо молодых солдат начинают свою невероятную борьбу за жизнь.

Испытание голодом, холодом и отчаянием

Оказавшись в ловушке посреди океана, экипаж провёл инвентаризацию скудных запасов. В их распоряжении оказались две бочки картофеля (одна из которых была испорчена разлившимся топливом), буханка хлеба, полтора литра сала, немного тушёнки, около килограмма пшенной крупы и гороха, а также чайник воды. Основной запас пресной воды — около 120 литров — находился в системе охлаждения двигателя, но она была ржавой. Осознав серьёзность положения, сержант Зиганшин, взявший на себя командование, ввёл жёсткий режим экономии. Это судьбоносное решение впоследствии спасло всем четверым жизни.

Жестокий дрифт.

Поначалу дневной паёк составлял три картофелины, две ложки крупы и две ложки тушёнки. Вскоре его пришлось сократить до одной картофелины и одной ложки крупы. Уже через 15 дней тушёнка закончилась, и солдаты стали варить «суп» из картошки и сала. Несмотря на невыносимые условия, они поддерживали друг друга. Когда 27 января у рядового Крючковского был день рождения, товарищи предложили ему дополнительную порцию воды, но он наотрез отказался и разделил её поровну на всех.

Чтобы отвлечься от голода и тяжёлых мыслей, солдаты читали. Зиганшин вслух зачитывал роман Джека Лондона «Мартин Иден». Они боролись со стихией, откачивая воду из трюма и сбивая лёд с бортов. Течение неумолимо уносило баржу на юго-восток, в бескрайние просторы Тихого океана.

24 февраля, на 37-й день дрейфа, была съедена последняя картофелина. Начался период настоящего, смертельного голода. В ход пошло всё, что хоть отдалённо напоминало пищу: солдаты варили кожаные ремни, ремешки от рации, стельки от сапог, пробовали есть мыло и зубную пасту. Они пытались ловить рыбу, но безуспешно. Силы таяли с каждым днём, начались галлюцинации. Несмотря на физическое истощение и приближающуюся смерть, сержант Зиганшин продолжал вести судовой журнал, фиксируя ход их страшного путешествия.

Чудо спасения и встреча с миром

Надежда почти угасла, когда 7 марта 1960 года, на 49-й день дрейфа, произошло невероятное. Патрульный самолёт с американского авианосца «Кирсардж», находившегося примерно в 1000 миль от атолла Мидуэй, заметил неопознанное маленькое судно. Увидев самолёты, измождённые советские солдаты не сразу поверили в реальность происходящего. Вскоре к барже приблизились два вертолёта.

Маршрут Т-36.

Асхат Зиганшин, как командир, вёл переговоры с американцами. Изначально экипаж хотел лишь попросить еды, воды и топлива, чтобы самостоятельно добраться до Сахалина. Однако американские военные, увидев состояние людей, настаивали на немедленной эвакуации. Только получив гарантии, что баржа будет отбуксирована и передана советской стороне, четверо солдат согласились покинуть своё аварийное судно.

Экипаж самоходной баржи Т-36 на борту американского авианосца.

Поведение советских солдат произвело на американцев глубочайшее впечатление. Люди, находившиеся на грани смерти от голода и истощения, не набросились на еду. С невероятным самообладанием и достоинством они спокойно и понемногу ели предложенный бульон, делясь им друг с другом. По данным врача авианосца, каждый из них потерял за время дрейфа около 16 килограммов веса.

Возвращение домой героями

Новость о спасении советских солдат, проведших 49 дней в океане, облетела мир. Американская пресса сразу назвала их героями. 15 марта их доставили в Сан-Франциско, где мэр вручил им символические ключи от города. Простая и мужественная история четырёх молодых людей тронула сердца миллионов.

Наши люди находятся в Сан-Франциско.

23 марта герои вернулись на Родину. В Москве их встречали как национальных героев. За проявленные мужество, стойкость и высокие моральные качества все четверо были награждены орденами Красной Звезды.

Эта история — не просто рассказ о выживании. Это гимн силе человеческого духа, товарищеской взаимовыручке и неистребимой воле к жизни. Четверо молодых солдат доказали, что даже перед лицом неминуемой смерти можно и нужно оставаться людьми. Их подвиг был увековечен в песне Владимира Высоцкого «Сорок девять дней», строки которой стали эпиграфом к этой невероятной одиссее.

Владимир Высоцкий
сорок девять дней

Вы – суровый охотский климат,-
Это третий день урагана.
Крючковский лично встал у руля,
Каникулы - Иван Федотов.
Стихия продолжает реветь -
Тихий океан также суров.
Зиганшин у руля
И он ни на секунду не сомкнул глаз.

Жестокость страшнее лишений,
Корабля не видно, и глаз не видит,-
И решение было принято -
Они начали есть ботинки.
Съели последнюю картошку,
Мы посмотрели друг другу в глаза...
Когда Поплавский съел аккордеон,
Острая слеза скатилась вниз.

Закончил банку консервов
И картофельный суп,-
Здоровье и нервы всё хуже и хуже,
Мне хочется домой все больше и больше.
Сердце продолжает работать
Но стуки в дверь становятся всё реже и реже,
Спокойный, но слабый Федотов
Проглотил предпоследний каблук.

Все четверо лежали
Ни корабль, ни крошка,
Зиганшин сломал козлу ногу
Пальцы слабые.
На службе он был настоящим воином,
Он здесь настоящий штурман.
Зиганшин, Крючковский, Поплавский -
Песня поется под палубой.

Зиганшин держись, держись,
Полный энергии, он сам был бледен, как тень,
и что я хочу сказать
Он сказал только на следующий день.
«Друзья!...» Через час: «Дорогие друзья!.."
«Ребята! -Ещё час.-
Ведь ветер и дождь нас не победили,
Так победит ли нас голод!
Забудем о еде – что это такое!-
Вспомним солдат нашего взвода..."
«Я хочу знать, — восхищенно начал Федотов,-
Чем питается наше подразделение?"

Внезапно: не мираж ли это? Не миф ли это -
Корабль приближается!
Все сразу обратили внимание на телескоп,
С корабля вылетел вертолет.
...все привязки завершены -
Снова начали подавать — какого черта, океан?!-
Крючковский, Поплавский, Федотов,
И их Зиганшин Ашан!

Если вам понравилась эта статья, я буду очень признателен за ваше пожертвование.

в) Василий Гавриленко (грустно)

Дорогие читатели, если вам нравятся мои статьи, подписывайтесь на мой Telegram «Женщины в истории», там много новых статей: https://t.me/isttoriazhen

Моя книга о русских женщинах в истории увеличила тираж! В Wildberry действуют большие скидки на книги. Искреннее спасибо каждому покупателю! https://www.wildberry.ru/catalog/194338293/detail.aspx

[Мои] Герои Советского Союза преодолели долгую историю корабля №7

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Сильнее смерти. Как четыре советских солдата оказались без еды и воды в открытом море на 49 суток, но остались людьми.