Восход и закат Третьей династии Ура: от Гудеи Лагашского до падения Ура

Добро пожаловать в очередной рассказ о древних цивилизациях Плодородного полумесяца. Если вы не Лугаль (правитель), то просто наслаждайтесь чтением, а если вы им являетесь — возможно, почерпнёте что-то полезное об управлении инфраструктурой.

Но прежде чем двигаться дальше, давайте освежим в памяти ключевые моменты предыдущих частей.

Перед вами так называемая «Маска Саргона», хотя, скорее всего, она изображает его внука, Нарам-Суэна. Артефакт датируется примерно 2300 годом до нашей эры.

Напомню два важных нюанса:

1. Даты указаны до нашей эры, то есть время идёт «в обратную сторону»: 3200, 3199, 3099 и так далее, вплоть до нуля.

2. Существует несколько систем датировки событий древней Месопотамии. В данном повествовании я опираюсь на наиболее распространённую — среднюю хронологию.

Около 2200 года до н.э. надпись гласит: «Аккад пал под властью Лугаля». Это время заката Аккадской империи.

Считается, что её крах был связан с масштабной засухой, случившейся в XXII веке до нашей эры. На фоне этого климатического кризиса в регион с гор вторглись племена кутиев. Они разграбили шумеро-аккадские города и на несколько десятилетий установили свою власть. Таким образом, первая в истории попытка создания крупной империи, начатая Саргоном, потерпела крах из-за трёх факторов: засухи, нашествия кочевников и внутреннего неприятия деспотической власти.

Междуцарствие: Лагаш при Гудее

После периода господства кутиев на историческую сцену вышло царство Третьей династии Ура. Но прежде чем говорить о нём, стоит остановиться на эпизоде возвышения города Лагаш, который на время стал главным центром региона.

Власть в Лагаше захватил правитель по имени Гудея (годы правления: 2144–2124 до н.э.).

Статуя правителя Гудеи. Интересно, что его изображения дошли до нас в огромном количестве и разнообразии — от крошечных нэцкэ до трёхметровых скульптур.

Гудея понимал, что в открытом противостоянии с кутиями и соседними городами ему не выстоять. Поэтому основное внимание он уделил не войнам, а мирному развитию: восстановлению торговли, ирригационных систем и храмов.

Торговля при Гудее достигла невиданных масштабов. В Лагаш везли кедр из Мари и Эблы, древесину и камень с юга (из Дильмуна и Магана), медь с Синайского полуострова. Немногочисленные военные походы Гудеи были направлены как раз на защиту этих торговых путей — так он разгромил Элам и Аншан, а также нанёс удар по кутиям.

Карта региона того времени. Хотя это и не точная карта XIX века, она хорошо передаёт географический контекст.

Если 180 лет назад Саргон всё завоёвывал силой, то теперь по тем же землям двигались мирные караваны Гудеи. Кстати, давайте представим, как выглядел такой караван.

Это были тяжёлые повозки, запряжённые ослами, мулами или онаграми (дикими ослами). Других тягловых животных в Месопотамии тогда не было.

Подобные повозки использовались и в военных целях (тогда на них стояли воины с копьями), но в мирное время они перевозили товары.

В относительно спокойные времена между городами даже прокладывали своеобразные «грунтовые дороги» — утрамбованные пути для таких повозок. Караваны из 50–500 повозок курсировали по Южной Месопотамии. Активно использовался и речной транспорт. Но продолжим наш рассказ.

Сам Гудея был западносемитского происхождения и принёс в религиозные практики Месопотамии традицию «священного сна» — ритуала, когда правитель спал в храме, чтобы получить откровение от богов.

Примечательно, что Гудея, в отличие от Нарам-Суэна, не обожествлял себя. Хотя он и утверждал, что его действиями руководят боги, и даже распространял легенду о своём божественном происхождении (якобы он был сыном жрицы и бога).

Гудея начал грандиозное строительство «Храма Пятидесяти» (посвящённого 50 главным божествам), но это сооружение до сих пор не найдено археологами.

«Цилиндры Гудеи» Б и А, рассказывающие о строительстве храма Нинурты в городе Гирсу. Около 2125 г. до н.э.

При Гудее Лагаш был политическим центром, а соседний Гирсу — религиозным. Процветанию Лагаша способствовало и его выгодное расположение на плодородных землях, меньше пострадавших от великой засухи.

Примерное расположение ключевых городов. Аккад, столица империи Саргонидов, к этому времени уже был разрушен кутиями.

Возникает вопрос: как Гудее удавалось всё это, пока регион сотрясали кутии? Вероятно, он умело лавировал, сочетая дипломатию с точечными военными акциями.

Но, как и все хорошие истории, период расцвета Лагаша быстро закончился. После 20 лет правления Гудея умер, а его преемники быстро утратили влияние. Некоторые из них даже помещали на своих печатях изображение Гильгамеша — дань уважения древнему и авторитетному Уруку.

Освобождение и возвышение Ура

И тут на помощь пришёл Урук. Его правитель Утухенгаль (Уту-хенгаль) поднял восстание против кутиев и нанёс им сокрушительное поражение, вновь провозгласив себя «царём четырёх сторон света».

Утухенгаль из Урука — освободитель Шумера от власти кутиев.

Утухенгаль вмешался в давний земельный спор между Лагашем и Уром, приняв сторону Ура. Однако вскоре после этого он трагически погиб — утонул во время инспекции строительства канала. Не исключено, что ему «помогли».

Третья династия Ура: начало

Власть в Уруке (а затем и в Уре) перешла к Ур-Намму (годы правления: 2112–2094 до н.э.). Обстоятельства этого перехода неясны — возможно, он был зятем Утухенгаля.

Ур-Намму завершил изгнание кутиев и принялся завоевывать гегемонию в регионе, вступив в конфликт с Лагашем. Он переориентировал торговые пути на свою новую столицу — город Ур.

Одной из главных заслуг Ур-Намму стало масштабное восстановление храмов, пришедших в упадок при кутиях. Он проложил канал между Уром и Эриду и наладил ирригацию по всему царству.

Но самым знаменитым его наследием стал Великий зиккурат в Уре.

Реконструкция Великого зиккурата в Уре. Это грандиозное сооружение высотой около 20 метров и с основанием 64х46 метров было посвящено богу луны Нанне. Строительство началось при Ур-Намму и продолжалось при его преемниках.

Что такое зиккурат и чем он отличается от пирамиды?

Многие путают месопотамские зиккураты с египетскими пирамидами из-за внешнего сходства — это ступенчатые сооружения. Однако их назначение и конструкция принципиально разные.

Египетские пирамиды были гробницами фараонов, «стартовыми площадками» для путешествия в загробный мир. Зиккураты же были культовыми сооружениями, символизирующими связь неба и земли. На их вершине располагался храм, где проводились ритуалы. В Египте было много камня, поэтому пирамиды строили из него. В Месопотамии основным строительным материалом была глина, поэтому зиккураты представляли собой глинобитные насыпи, облицованные сырцовым или, реже, обожжённым кирпичом. Храмы на вершине использовались для церемоний, астрономических наблюдений и часто как хранилища.

Зиккурат в Дур-Унташе (Чога-Занбиль) в Эламе — пример влияния месопотамской архитектуры.

Вернёмся к Ур-Намму. Он смог облицевать зиккурат Ура не только кирпичом, но и камнем, что говорило о богатстве и возможностях его государства.

Если Утухенгаль опирался только на шумерское наследие, то Ур-Намму стремился объединить шумерские и аккадские (то есть северные и южные) традиции.

Упрощённая схема региона для наглядности.

Ещё одно великое достижение Ур-Намму — создание первого в истории известного свода законов. Если вам скажут, что первый закон — это кодекс Хаммурапи, смело поправляйте: самый древний из дошедших до нас правовых сборников — это законы Ур-Намму (или его сына Шульги), созданные на 300 лет раньше!

Законы Ур-Намму дошли до нас во фрагментах на глиняных табличках. Они регулировали вопросы брака, торговли, имущественных отношений, воинской повинности. Текст начинается с пространного пролога, где царь провозглашает установление справедливости в стране.

Шумерский гимн, восхваляющий царя Ур-Намму. Около 2100 г. до н.э.

Ур-Намму погиб в бою с остатками кутиев, брошенный своими воинами при отступлении. Однако его смерть не привела к смуте — он заранее укрепил династию династическими браками, и власть мирно перешла к его сыну Шульги.

Апогей могущества: царство при Шульги

Шульги (годы правления: 2094–2046 до н.э.) вывел государство на новый уровень.

Территория царства Третьей династии Ура в период его расцвета.

Учтя печальный опыт гибели отца, Шульги провёл военную реформу. В армии появились подразделения лучников, была налажена система мобилизации (прообраз военкоматов), чётко разделены функции энси (гражданская и храмовая власть) и лугалей (военная власть). Государство было разделено на провинции, во главе которых ставились родственники царя.

Шульги расширил границы царства до размеров, показанных на карте, и установил контроль даже над Эламом. Он был большим поклонником шумерской культуры, и с его правления до нас дошло огромное количество клинописных табличек — хозяйственных отчётов, мифов, литературных текстов.

Главным идеологическим новшеством Шульги стало утверждение, что вся земля в царстве является собственностью государства (или бога царя). Это был качественно новый уровень абстракции власти. Налоги (например, скотом с северных провинций) свозились в перераспределительный центр в Ниппуре.

Гирька весом в половину мины (около 248 гр) с именем царя Шульги. Использовалась в храме Нанны в Уре.

Однако идея государственной собственности на землю пришлась по вкусу далеко не всем, и Шульги пришлось подавлять восстания до конца своих дней.

Закат и падение Ура

Преемники Шульги — Амар-Суэн, Шу-Суэн и последний царь Ибби-Суэн — сначала удерживали государство. Но на его границы начали всё активнее давить западносемитские кочевые племена амореев.

Около 2022 года до н.э. в стране начался сильный голод. Царь Ибби-Суэн отправил своего чиновника Ишби-Эрру в город Исин и Ниппур, чтобы создать там запасы зерна. Ишби-Эрра, получив в свои руки ресурсы, взбунтовался. Захватив Ниппур и заручившись поддержкой других правителей, он основал собственную династию в Исине. С 2021 года Ур перестал получать отчёты из провинций.

Карта, иллюстрирующая события конца XXI — начала XX века до н.э.

Царство Ура агонизировало. Ибби-Суэн даже совершил успешный поход в Элам, но это была последняя вспышка. В 2004 году до н.э. эламиты, воспользовавшись слабостью Ура, вторглись в Месопотамию, разграбили и разрушили столицу, а самого Ибби-Суэна, по некоторым данным, увели в плен.

Так пала Третья династия Ура — последнее шумерское царство. На смену ему пришли государства, основанные семитами-амореями: династии Исина и Ларсы, из которых позже выйдет знаменитый Хаммурапи. На севере же набирало силу Ассирийское государство. Но это уже тема для следующего рассказа.

Политическая карта Месопотамии около 1800 г. до н.э., после падения Ура.

Несмотря на крах, опыт царства Третьей династии Ура не пропал даром. Идея крупного централизованного государства, способного противостоять внешним угрозам лучше, чем разрозненные города-государства, пережила его и воплотилась в новых империях Древнего Востока.

Спасибо за внимание! Жду ваших комментариев.

[Наземная мина] История Месопотамии (Наука) Шумеры Ур Персидский залив Хаммурапи Длинная статья 3

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Цивилизации в Плодородном полумесяце. Часть 3. Попытка в государство №2.