В ночь на 7 июля 1770 года русская эскадра под общим командованием графа Алексея Орлова, а также адмиралов Григория Спиридова и Джона Эльфинстона совершила дерзкую атаку на превосходящие силы турецкого флота, укрывшегося в Чесменской бухте. Сражение стало одним из самых ярких триумфов русского флота. Тесное построение турецких кораблей, выстроенных в две линии, сыграло им на руку: меткий огонь русской артиллерии и смелая атака брандеров привели к катастрофическим последствиям. Пламя быстро перекидывалось с одного судна на другое, а кульминацией разгрома стал чудовищной силы взрыв флагманского корабля капдан-паши. К утру турецкий флот был практически полностью уничтожен.

Заказ императрицы и неожиданный выбор художника
Чтобы увековечить эту грандиозную победу, императрица Екатерина II решила заказать серию батальных полотен. В поисках достойного мастера ей порекомендовали немецкого художника Якоба Филиппа Хаккерта, который к тому времени уже прославился в Европе как блестящий пейзажист. Он объездил всю Италию, мастерски изображая её природу, руины и идиллические сцены с животными. Однако военная тематика была для него совершенно новой.
Несмотря на это, Хаккерт получил заказ. Ему предоставили подробные схемы сражения, планы бухты и даже организовали встречи с участниками битвы, включая самого графа Орлова, адмирала Спиридова и капитана Грейга, которые живо описывали ход событий. Художник с энтузиазмом взялся за работу и в свойственной ему манере создал картину. На фоне живописного ночного пейзажа условные русские корабли сражались с условным же турецким флотом. Через несколько месяцев работа была представлена заказчикам.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1808). Изображение с открытым исходным кодом.
Гнев графа Орлова и признание в незнании
Реакция главного героя сражения, графа Алексея Орлова, была резко отрицательной. Он был возмущён:
— Вас рекомендовали как серьёзного мастера, а вы нарисовали нечто подобное! Где вы видели такие русские корабли? Вы хоть раз были на корабле? И этот «взрыв»! Это не взрыв, а какой-то гигантский огненный кальмар!
Обратите внимание: Практическая польза от 3D стилей WoT! Узнай чтобы побеждать!.
К удивлению графа, Хаккерт чистосердечно признался, что никогда в жизни не видел ни русского военного корабля, ни морского сражения, ни тем более взрывающегося судна. Для художника всё это было лишь абстракцией.
Урок реализма: как устроить взрыв по заказу
Проблему решили радикально и с истинно императорским размахом. Чтобы художник мог написать взрыв со знанием дела, под личным руководством Екатерины II была организована уникальная «натурная демонстрация». В бухте итальянского порта Ливорно, где стояла русская эскадра, специально для этого взорвали старый 60-пушечный фрегат «Святая Варвара». Судно нагрузили порохом и горючими материалами, отбуксировали на безопасное расстояние и подожгли калёными ядрами с линейного корабля. Мощный взрыв разнёс корабль в щепки, подняв в небо столб огня и дыма — Хаккерт получил незабываемое зрелище для вдохновения.

«Гибель турецкого флота в сражении при Чешме», 1771 год. Художник Дж. Ф. Хакерт. Это полотно в настоящее время экспонируется в Эрмитаже.
Триумфальное полотно и реакция Европы
Вторая, переписанная картина «Гибель турецкого флота в Чесменском сражении» получилась несоизмеримо более реалистичной и динамичной. Хаккерт детально проработал все корабли, а кульминационный взрыв флагмана был изображён с потрясающей для того времени достоверностью. Интересно, что на главной мачте русского флагмана «Три Иерарха» художник изначально изобразил императорский штандарт, который позже, для исторической точности, был заменён на Андреевский флаг.
Эта необычная история создания картины быстро стала достоянием общественности и облетела салоны просвещённой Европы, вызывая смешанные чувства. Многие были шокированы методами русских:
— Слышали, что эти русские вытворяют? Целый линейный корабль взорвали ради одной картины! Настоящие варвары!
Так, ценой одного списанного фрегата, было создано одно из самых известных произведений батальной живописи XVIII века, которое и сегодня хранится в Государственном Эрмитаже, напоминая не только о военной славе, но и о чрезвычайных мерах, на которые иногда приходится идти ради искусства и угождения венценосным заказчикам.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Чего не сделаешь, чтобы угодить матушке-императрице.