Сухопутная нечисть славянской мифологии: Леший и ведьмы

Продолжаем наше путешествие в мир древнеславянских верований. Сегодня мы покидаем водные просторы и отправляемся на сушу, чтобы познакомиться с её мифическими обитателями.

Русалки, безусловно, привлекательны, но общение с ними чревато неприятностями. Поэтому лучше сосредоточиться на изучении сухопутных духов. Их не так много, но каждый персонаж хорошо известен в фольклоре.

Леший: хозяин лесной чащи

Лес в славянской мифологии — это не просто скопление деревьев, а целый потусторонний мир, полный загадок и опасностей.

Для жителей, чьи дома стояли у опушки, поход в лес за грибами или ягодами был обычным делом, но далеко не каждый возвращался оттуда невредимым. Кто-то терялся, кто-то сходил с ума, а к кому-то начинали являться странные спутники.

Истоки образа Лешего часто связывают с культом медведя — могущественного хозяина леса. Со временем многие черты медведя перешли к лесному духу. Среди них:

  • – Среда обитания — глухие леса;

  • – Происхождение, связанное с проклятием или наказанием;

  • – Способность к оборотничеству;

  • – Роль верховного владыки дикой природы;

  • – Покровительство лесным зверям;

  • – Связь с подземным миром, символизируемая зимней спячкой.

Однако Леший — это не окончательная стадия эволюции медвежьего культа. Впоследствии эти черты воплотились в образе бога. Сам же Леший утратил часть положительных качеств медведя: он больше не воспринимался как родственник или даритель благ, а стал существом, дистанцированным от людей.

Отношения Лешего и медведя описываются по-разному: то они братья и товарищи, то медведь — один из подчинённых лесного хозяина.

У этого духа множество имён: Лесовик, Лесной царь, Лесной дед, Хозяин, Лисун (Полисун) и другие.

Внешность Лешего изменчива: он мог предстать и в виде огромного дерева, и в облике низенького косматого старичка. Интересно, что образ волосатого деда был популярен среди многих духов, что говорит либо об отсутствии фантазии, либо о некоем общем архетипе.

Образ Лешего сложен и многогранен, он часто сливается с другими духами. Что неудивительно для славянской мифологии с её переплетёнными сущностями. Христианство также наложило свой отпечаток, превратив Лешего в нечто среднее между хозяином леса и падшим духом, «заблудившимся» в чащобе.

Поведение Лешего двойственно: он может как помочь заблудившемуся путнику выйти к людям, так и завести в самую глушь. Его часто провоцирует шум, брань или неуважительное отношение к лесу.

Беда ждёт того, кто напрасно вспомнит о нём, ведь такое упоминание может быть воспринято как вызов. Леший — дух, более опасный, чем простой человек, но менее вредоносный, чем, например, Водяной. Он не любит чужих глаз и часто остаётся невидимым.

Ведьмы: опасность внутри общины

Предположим, вам удалось благополучно вернуться из леса, избежав встреч с русалками и Лешим. Можно ли расслабиться? Увы, нет. Даже в пределах родной деревни человека подстерегала опасность в лице ведьмы.

В народном сознании ведьма была универсальным объяснением всех бед: если корова не даёт молоко — его украла ведьма, урожай погиб — ведьма наслала порчу, с утра болит голова — ведьма подмешала зелье.

Однако такой однозначно негативный образ — во многом продукт христианской эпохи. В дохристианские времена ведьмы (или вещьи, ведуньи) часто были знахарками, хранительницами древних знаний. Они занимали своё место в общине: помогали при родах, лечили, совершали необходимые обряды.

Обратите внимание: Славянская мифология. Вступление.

Их магия была связью с «тем светом», источником тайных сил.

Как отмечал фольклорист А.Н. Афанасьев, слова «ведьма», «ведун» изначально означали «знающий», «ведающий». Это были синонимы слов «знахарь», «целитель». Ведьмы владели заговорами, знали свойства трав и кореньев, умели как исцелять, так и насылать порчу.

Деление магии на «чёрную» и «белую» — более позднее явление. В язычестве магия воспринималась как единая сила, которая могла быть использована во благо или во вред. Конфликт возник с укреплением позиций церкви, которая увидела в народных целительницах опасных конкуренток и стала демонизировать их образ, приравнивая к слугам дьявола.

В народной памяти сложился собирательный портрет ведьмы. Под подозрение могла попасть любая пожилая женщина, особенно одинокая и с дурным характером. Особые приметы — хромота, горб, «дурной глаз» — лишь укрепляли репутацию.

Считалось, что ведьма может оборачиваться животным: незнакомой кошкой, собакой, жабой. Ранив такое животное, на следующий день можно было увидеть соседку с такой же раной (мотив, использованный Н.В. Гоголем).

Существовали и другие признаки, выдававшие колдунью:

  • — В её глазах отражение могло быть перевёрнутым.

  • - Взгляд или дыхание могли казаться огненными.

  • — У неё могла отсутствовать тень.

  • - Она могла избегать есть хлеб или делать это особым образом.

  • - Настойчивое угощение, за которым следовала порча.

  • — Нежелание встречаться взглядом.

  • - Яростная реакция на обвинение в колдовстве.

  • - Неадекватное, буйное поведение в состоянии опьянения.

Совпадение нескольких пунктов могло стать поводом для жестокой расправы.

Для защиты от ведьм использовались различные обереги. Вокруг дома или хлева рассыпали мак — считалось, что нечистая сила, отвлекаясь на его счёт, не сможет войти внутрь. У порога клали острые предметы (серпы, косы, вилы), которые символически «резали» злых духов, не давая им переступить границу.

Колдовской дар мог передаваться по наследству (чаще по женской линии) или через посвящение. Умирающая ведьма могла передать свою силу, вложив её в руку преемника.

Образ ведьмы тесно переплетается с представлениями о «двоедушниках» — людях с двумя душами, человеческой и демонической. Днём такой человек ведёт обычную жизнь, а ночью его демоническая душа покидает тело (часто в образе животного или двойника самого человека) и странствует, творя зло.

Итак, подводя итог: в лесу стоит вести себя уважительно и остерегаться высоких одиноких деревьев и косматых старичков. А женщинам, шутят авторы, по возможности стоит избегать старости.

На этом наш обзор сухопутной нечисти завершён. В следующий раз речь пойдёт о славянских богах.

Благодарим всех за внимание, лайки и комментарии. Отдельная благодарность @SinnerAV.

Будем на связи!

[моё] Славянская мифология анекдот пересказ Леший ведьма пятница тэг mineGIF длинный пост 17

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Славянская мифология. Сухопутная нечисть.