Трагедия парохода «Арктик»: Столкновение в тумане и гибель сотен пассажиров

27 сентября 1854 года в густом тумане у берегов Ньюфаундленда произошла морская катастрофа, унесшая сотни жизней. Американский трансатлантический лайнер «Арктик», флагман компании Collins Line, столкнулся с французским рыболовным судном «Веста». Это трагическое событие стало одной из самых громких морских катастроф середины XIX века.

Пароход «Арктик» после столкновения с «Вестой». Картина художника Джеймса Э. Баттерсворта, 1854 год.

Роковой туман Ньюфаундленда

Непосредственной причиной катастрофы стал густой туман, характерный для района Большой Ньюфаундлендской банки. В этом месте холодные воды Лабрадорского течения сталкиваются с теплым Гольфстримом, создавая идеальные условия для образования тумана, который наблюдается здесь в среднем 120 дней в году. Видимость в таких условиях падает практически до нуля, а звуковые сигналы, вопреки ожиданиям, не помогают определить точное расстояние до других судов. Экипажи часто осознавали опасность лишь в последний момент, непосредственно перед столкновением.

Пароход «Арктик» в море.

Гордость Америки: пароход «Арктик»

Колёсный пароход «Арктик», спущенный на воду 28 января 1850 года, был символом американских амбиций на трансатлантических маршрутах. Он строился как ответ британской компании Cunard Line и частично финансировался правительством США. Стоимость судна составила 700 000 долларов, причем только две паровые машины обошлись в 250 000 долларов. «Арктик» был внушительным для своего времени судном: длина 87 метров, водоизмещение 2856 тонн, экипаж 150 человек.

Однако у корабля был критический конструктивный недостаток: его корпус не был разделен водонепроницаемыми переборками. Эта особенность, странная для судна, которое изначально проектировалось с возможностью быстрого переоборудования в военный корабль, в итоге сыграла роковую роль. Если бы переборки были, у «Арктика» могли быть шансы остаться на плаву после столкновения.

Еще одно изображение парохода «Арктик».

До рокового дня «Арктик» успешно совершал регулярные рейсы через Атлантику, перевозя пассажиров и почту. Его противник, французская «Веста», была гораздо меньше — это было винтовое рыболовное судно с экипажем около 50 человек, спущенное на воду всего за год до катастрофы.

Последний рейс

Свой последний рейс «Арктик» начал 20 сентября 1854 года, выйдя из Ливерпуля. На борту находилось от 250 до 300 пассажиров, включая не менее 100 женщин и детей. Среди них была Мэри Энн Вудрафф, жена владельца судоходной компании Эдварда Найта Коллинза, и их дети.

Утром 27 сентября пароход уже находился у Большой Ньюфаундлендской банки. Несмотря на туман, судно шло на максимальной скорости — соблюдение графика в конкурентной трансатлантической гонке было приоритетом для судовладельцев. Около полудня в тумане был замечен встречный силуэт «Весты». Несмотря на манёвр «правый руль» и команду остановить машины, столкновения избежать не удалось.

Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.

«Веста» врезалась в борт «Арктика» между носом и гребным колесом.

Хаос и борьба за выживание

Первоначально казалось, что больше повреждений получила «Веста» — в ее носовой части зияла большая пробоина. Капитан «Арктика» Джеймс Люк даже приказал спустить шлюпки, чтобы помочь французскому экипажу. Однако вскоре выяснилось, что ситуация на американском лайнере критическая. Пробоина в его корпусе, хоть и меньшего размера, оказалась фатальной из-за отсутствия водонепроницаемых переборок. Вода быстро заполняла корпус.

Попытки заделать течь провалились. Капитан попытался выбросить судно на берег, но вода затопила котельные отделения, и машины встали. Начался хаос. Спасательных шлюпок, вмещавших 180-200 человек, было всего шесть, в то время как на борту находилось около 400 человек. В ту эпоху количество спасательных средств на судах регламентировалось не числом пассажиров, а тоннажем корабля. Жесткие правила по этому вопросу, как известно, будут приняты только после гибели «Титаника».

Принцип «сначала женщины и дети» в панике был забыт. Экипаж, по свидетельствам, повел себя отвратительно, захватывая шлюпки. В итоге из почти 400 человек выжили только 85, и большинство из них были членами команды. Ни одна женщина и ни один ребенок не спаслись. Погибли жена и дети владельца компании, а также известный британский археолог и путешественник Фредерик Катервуд.

Капитан Люк до конца оставался на тонущем корабле. После его гибели он чудом выжил, ухватившись за обломок гребного колеса, и провел в воде два дня, прежде чем его подобрали. До берега добрались только две из шести шлюпок.

Последствия катастрофы

Общественность была шокирована как масштабами трагедии, так и поведением экипажа. Требовалось расследование, но в итоге никто не понес наказания. Капитан Джеймс Люк подал в отставку, а многие члены его команды предпочли не возвращаться в США. Несмотря на личное мужество капитана в последние минуты, ему не удалось навести порядок в критический момент.

Ирония судьбы заключалась в том, что сильно поврежденная «Веста», лишившись балласта, все же смогла добраться до порта. После ремонта она плавала еще более 20 лет.

Пароход «Адриатик», построенный компанией Collins Line после гибели «Арктика».

Конец линии Коллинза

Катастрофа «Арктика» нанесла серьезный удар по репутации и финансам Collins Line Company. В 1856 году компания спустила на воду новый флагман — «Адриатик», который на тот момент был самым большим и дорогим пассажирским судном в мире. Однако судьба продолжала преследовать компанию: в том же году при загадочных обстоятельствах пропал еще один ее лайнер — «Пасифик» (тайна его исчезновения не раскрыта до сих пор).

Потеря двух судов за два года, а также чрезвычайно высокая стоимость эксплуатации «Адриатика» привели компанию к банкротству. Оставшиеся суда были проданы с аукциона для погашения долгов, положив конец амбициозному американскому проекту.

Пароход «Пасифик», таинственно исчезнувший в 1856 году. Катастрофа Кораблекрушение Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Последний рейс парохода «Арктик».