Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Размолвка

Гольштинец преуспел в чем-то доселе неизвестном,

Что табличка навсегда запишет их имена.

Пауль Флеминг, отец Кэма [Опять немцы перепутали рождение, Карма]

Ореарий сказал, что его второе пребывание в Москве было похоже на первое. Делегация содержалась за королевский счет. Сначала Крузиус при общей аудиенции зачитал послание герцога, подтверждающее ратификацию договора. Затем он попросил отправить посла в Персию. После этого закрылась аудиенция из пяти человек в том же составе (на месте Грамотина, ушедшего в отставку по старости, присутствовал сменивший его на посту главы посольства Приказа Федор Лихачев). Кроме того, Брюггеман провел в Кремле две частные встречи, где «около двух часов слушал в специальной комнате», на которую Крузиус не был приглашен. Еще находясь в Москве, они встретили персидского посла, который «лежал во дворе близ нашего подворья и играл веселую музыку на литаврах, дудках и трубах». На праздники персидская «купчина» получила «русский красный атласный кафтан на собольей подкладке». Наконец, голштинцы получили «паспорт» [=путевой лист] с инструкциями и сопровождающим, который помог бы им путешествовать.

Что-то с полным титулом короля. Похоже, в вашем паспорте стоит штамп

Что на самом деле произошло? Российская сторона не приняла документ, поскольку "эта ратификация была во многих местах ошибочной и содержала несоответствия протоколу". Прежде всего они считали этот договор действительным с момента его подписания, т е с декабря 1634 г. И вот они попросили денег. «Как я могу доверять вам, посланники, если вы не соблюдаете свои соглашения и не платите?» Обещали деньги. Так что это вопрос истины и справедливости. «Немцы начали отбиваться, мы теперь приехали не как торговцы, а как послы [что?]. Наша задача доставить письмо герцога и отправиться в Персию и «там тоже все навести порядок». И вернитесь к «начните торговать как можно скорее».

Столь решительные заявления не сработали, и послу пришлось назвать точную дату первого платежа. Через восемь месяцев после их возвращения «царь Персии.. разрешил свободную торговлю в своем царстве и землях», а остальные — в конце того же года. Вне зависимости от того, прибудет ли в срок первая партия товара. Если вы опоздаете, штраф будет увеличен вдвое. И «после горького опыта русских устных обещаний» потребовал штрафа в пользу голштинских купцов в случае, если им не будет разрешен въезд в Ярославль. Дворяне были еще более конкретны и просили не более 16 месяцев, поскольку путешествие займет от шести до восьми месяцев. Гольштинер отказался, но после его возвращения срок был сокращен до семи месяцев.

Теперь русские хотели снять пункт о разрешении шаха, гарантировавший, что он получит 600 000 талеров, если поездка сорвется. Немцы были упрямы и обещали без промедления вернуться через Москву и не искать пути домой через Индию. Наконец, король попросил Фридриха подтвердить новые условия. Послы подготовили письмо, и Григорий Неронов отбыл в Готторп. «Послы объявили князю, что они отправились в Персию, но понесли потери в подъеме [=расходах на дорогу], в повозках [=лошадях] и в фуражах» государь из-за неподачи из Голштинии Неронов вернулся в феврале 1637 г с новыми грамотами и обещанием «в срок послать в Москву условленные средства».

Тем временем уволившийся полтора года назад капитан Михаэль Кордес построил в Нижнем корабль «Фридрих» для улучшения условий мореплавания на Волге. Трехмачтовая плоскодонка с осадкой 7 футов [= 2,1 метра], длиной 120 футов [= 36,5 метра] и 24 веслами оригинальный

Они обещали выдать письма от короля по возвращении послов. Почему Брюггеман тайно поехал в Кремль? Герцог сообщил царю, что, по его сведениям, после проверки инженера Ягана Опельмана шведы разрешили голландцам поселиться в земле Ижорской [пограничная местность, берег Финского залива] [они построили крепость] вы планировали построить?. Кроме того, в России была изъята партия сигарет, принадлежавшая торговцу. Этот продукт недавно был запрещен к продаже. Они также передали шаху письмо императора с просьбой выполнить пожелания послов и обеспечить их возвращение в Россию. Почему назначили специального человека, «Алексея Савиновича (Романчукова), человека лет 30, умного и очень хитрого».

Они решили отложить отпуск [= публичную прощальную аудиенцию] до возвращения домой. Тем временем мы подготовили лодку для сплава по Москве и Оке, вышли 30 июня и вошли в Нижний 11 июля. Мы выехали из Нижнего в Астрахань 30 июля и прибыли 15 сентября. Зафиксируем, что переход на теплоходе от Москвы до Нижнего [вероятно предоставленный русскими] занял 11 дней, а от Нижнего до Астрахани — 47 дней. Олеарий оценил пройденное расстояние в 150 и 500 миль. В лодке они шли быстрее, чем на корабле. Даже при такой осадке «Фридрих» десятки раз садился на мель и терял якорь, но без таких серьезных последствий, как в Балтийском море. Лучшее время для сплава – май-июнь, когда уровень воды Волги еще повышается из-за разлива северных рек.

Ореариус объясняет, как русские идут против течения. На фото плуг и опущенные паруса. "Они несут якорь один за другим на протяжении 400 метров, а затем более 100 человек встают друг за другом и тянут корабль с помощью мочалочных "веревок"; оригинал

Первые разногласия между Ореарием и Брюггеманом произошли в Казани. Секретарь находился на рынке, где «затыкал нос от неприятного запаха соленой старой гниющей рыбы», а послу сообщили, что кому-то приказано сходить в город и взвесить якоря и паруса нравится это.

Обратите внимание: Обзор ветки Т57 heavy через т49 в WOT blitz (часть 2).

Ореарию и его спутникам пришлось догонять корабль вдоль берега в двух повозках, и через две мили они нашли его в одночасье [Ореарий использует немецкую милю. 1 миля равна 5 верстам = 5,33 км] реки. На этот раз это сработало. Хотя ситуация изображается как тирания Брюггсмана, вина Орелиуса очевидна.

Перипетии пути по Волге (помимо мелководья и усыпанного корнями дна был еще и постоянный встречный ветер) "утомили и разозлили людей постоянной работой" (проехали через Жигули и поехали на Астре Это было по пути в Хань). Днем ночные сторожа гребли с русскими, и «основная часть их рациона состояла из черствого хлеба, сушеной рыбы и воды». И наконец: «Они испытали много лишений и лишений от посла Бригмана, но об этом не стоит говорить». Может быть, на самом деле дорога по Волге оказалась более трудоёмкой и трудной, чем он ожидал? Они уехали из Москвы три месяца назад. По расчетам, высказанным дворянами во время переговоров, они должны были следовать в Персию.

Наокури был известным местом грабежей из-за порогов. Из Нижнего пришло письмо, в котором говорилось, что среди русского экипажа четверо настоящих казаков. Затем он предупредил их, что впереди 200 или 300 грабителей. Вскоре они заметили много света. "Раньше мы были осторожны, но теперь, когда мы здесь, мы стали еще более осторожными". Люди на берегу думали, что они лучники и что их послали защищать персидский караван. Я ответил на это. Посланные к ним солдаты колебались, но Брюггесману это показалось подозрительным. Они ответили на его зов, но из-за ветра не смогли услышать его слов. Он хотел взять на себя инициативу и выстрелить из большой пушки, но Крузиус удержал его, сказав: «Непригодно сражаться, кроме как в обороне». Нербышки-с. Все прошло хорошо и мы благополучно прибыли в Самару.

Стенька Разин на картине Сурикова слушает на гитаре «Из-за острова на стержне

Расслабляться было слишком рано. Рыбаки сообщали о разном количестве казачьих отрядов. Русские купцы, с которыми встретился Григорий Никитов, также видели под Астраханью 250 казаков, но ничего от Никитова не потребовали. После Саратова мы действительно заметили казачью лодку, на которой находилось 10 человек. Брюггсман приказал их задержать и послал солдат. Казаки под покровом темноты высадились на берегу и скрылись в лесу. Немцы вернулись с пустыми руками. Фельдмаршал фон Штаден, третий член делегации и отвечавший за охрану, «горячо спорил с послом Бругманом, заявляя, что отправлять людей на такие предприятия ночью было бы крайне неудобно и опасно». Господин Брюггеман ответил резкими словами».

Вскоре они встретили татарский караван, состоящий из 16 больших лодок и 6 малых лодок, в сопровождении 400 стрельцов. Здесь их ждали Романчуков, которому было поручено отправиться с немцами в Персию, и тот же персидский «купец» из Москвы. Переговорить с ним были посланы Ауреариус и его товарищ фон Мандерсло. Мы обменялись любезностями и пожаловались «на русский обычай, когда нас запирают и не пускают в гости друг к другу». Прибыв в Персию, он сказал нам, что у нас будет больше свободы.. он хотел, чтобы его назначили нашим механиком, или проводником. Далее мы миновали Царицын и пошли спокойно.

И снова Олераи применяет Брюгемана. Он сказал, что посол "вызвал к себе своих людей и сказал, что подозревает, что некоторые из них тайно замышляют против него заговор.. ожидал от них совсем другого, что было понятно, учитывая его идеи". Тяжелое положение и забота о них каждый день, совсем другое отношение. Вызванные принесли клятву и попросили, чтобы «как это делали прежде, они больше не будут нападать ни на кого без разбора, часто без причины, с уничижительными и унизительными словами». Все лучше. Как мог почти идеальный человек, искусный дипломат и успешный коммерсант буквально за месяц стать настолько нервно-параноидальным, что поставил под угрозу успех всего своего бизнеса? Что обогатит и принесет славу ему и его потомкам?

Есть три вещи, которые следует учитывать. Прежде всего, Орарий написал книгу после завершения своего путешествия и зная исход ситуации. Во-вторых, это средневековый [ранний современный] метод обвинения людей во всех мыслимых преступлениях. Некоторое время назад я проанализировал такую ​​ссору и воспринял ее буквально. В своей статье Алпатов предупредил, что необходимо учитывать исторический контекст, "если отказаться от преувеличений и недоразумений, свойственных взаимным обвинениям". Поэтому мне хотелось бы в дальнейшем опустить эмоциональную оценку Ореариусом характера Брюггесмана и критически оценить логику его действий. И в-третьих, мы не знаем, какое психологическое воздействие оказали на купцов драматическое кораблекрушение в Балтийском море и разногласия на переговорах в Москве. В Нижнем «Брюггеманн» еще держался, но в Казани он начал рушиться.

Мы долго останавливались в Астрахани и обсуждали планы на будущее продолжение следует...

[моя] История России Королевство Российское (16-18 века) Волга Дипломатия Международная торговля Казачья длинная почта 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Размолвка.