Полоса Каприви: от колониального казуса до сепаратистского конфликта

Наше путешествие в XIX век будет кратким, но позволит докопаться до сути одного любопытного географического и исторического феномена. Речь пойдет о событии, которое положило начало долгой и запутанной цепочке последствий.

Карта, иллюстрирующая борьбу европейских держав за Африку в конце XIX века.

Действие разворачивается на закате XIX столетия — в эпоху, когда противостояние великих держав за мировое влияние достигло апогея. Расцвет империализма, кульминацией которого стала Первая мировая война, ярче всего проявился в так называемой «борьбе за Африку». Если в 1870 году европейцам принадлежало лишь 10% африканских земель, то к 1914 году под их контролем оказалось уже 90% континента. Весь этот период был отмечен ожесточенными спорами и дипломатическими сделками по разделу «ничейных» территорий. Технологическое превосходство европейских держав и их естественная экспансия в итоге привели к глобальному конфликту.

Новый канцлер и новый курс

В разгар этой борьбы, в 1890 году, канцлером Германской империи стал Георг Лео фон Каприви, сменивший легендарного Отто фон Бисмарка. Его внутренняя политика, известная как «Новый курс», включала прогрессивные для того времени социальные реформы, такие как запрет детского труда. Однако ключевые изменения произошли на внешнеполитической арене: Каприви начал дистанцироваться от России и искать сближения с Великобританией.

Карта, показывающая расположение полосы Каприви и современные границы.

Результатом этого курса стал Занзибарский договор 1890 года с Великобританией. В обмен на отказ от претензий на Занзибар Германия получила остров Гельголанд в Северном море и, что важнее для нашей истории, суверенный доступ к реке Замбези из своей колонии Германская Юго-Западная Африка (ныне Намибия). Этот доступ обеспечивала узкая полоса земли.

Географический казус: рождение полосы Каприви

По договору Германия приобрела причудливый участок земли: полосу длиной 450 км и шириной всего около 32 км (расширяющуюся до 105 км у реки). На карте она напоминала карандашную линию с небольшой «платформой» у Замбези. Немцы рассчитывали, что эта территория, получившая название «полоса Каприви», станет речным коридором, связывающим их юго-западные и восточноафриканские владения. Однако вскоре выяснилось, что Замбези в этом месте несудоходна из-за водопада Виктория (что, вероятно, было известно британским переговорщикам). Территория оказалась труднодоступной и бедной ресурсами. К 1910 году Германия даже пыталась обменять ее у Британии на порт Уолфиш-Бей, но получила отказ.

Водопад Виктория — естественное препятствие, сделавшее немецкие планы по судоходству по Замбези неосуществимыми.

От колонии к бантустану

После поражения в Первой мировой войне Германия потеряла все колонии. Юго-Западная Африка перешла под управление Южно-Африканского Союза (позже ЮАР) по мандату Лиги Наций. Политика апартеида, проводившаяся ЮАР, затронула и Намибию. Для разделения и контроля чернокожего населения создавались бантустаны — автономные территории, лишенные реальных прав. В 1976 году на землях полосы Каприви были образованы бантустаны Каванголенд и Итенге.

Территория одного из бантустанов.

Это административное деление совпало с этническими особенностями региона. Коренное население полосы — народ лози — культурно и исторически было теснее связано с Замбией и Ботсваной, чем с основной частью Намибии. Это стало почвой для сепаратизма.

Борьба за независимость и ее завершение

В 1990 году Намибия обрела независимость, унаследовав и спорную полосу. Однако в 1994 году здесь была сформирована Освободительная армия Каприви, поставившая целью отделение от Намибии. Конфликт обострился, когда лидером сепаратистов стал Мишаке Мийонго, бывший кандидат в президенты Намибии. В 1998 году намибийские силы провели операцию против тренировочных лагерей повстанцев, а в 1999 году сепаратисты ненадолго захватили столицу региона Катима Мулило. Конфликт был подавлен, а в 2002 году провозглашение независимости «Государства Каприви» осталось лишь символическим жестом.

Мишаке Мийонго — лидер сепаратистского движения Каприви.

Флаг, под которым провозглашалась независимость Каприви.

Окончательную точку в истории сепаратизма поставило развитие инфраструктуры. Строительство Транскапривского коридора и моста в 2004 году, а затем и железной дороги, физически и экономически интегрировало отдаленный регион с остальной Намибией, лишив идею отделения практического смысла.

Человек, давший имя полосе

Хотя главным героем этой истории вряд ли можно назвать кого-то одного, регион носит имя канцлера Лео фон Каприви. Его карьера была яркой и противоречивой:

Портрет канцлера Германской империи Лео фон Каприви.

  1. Существует теория о словенском происхождении его фамилии (от Копривника).

  2. Блестящий военный администратор, он неожиданно стал главнокомандующим Императорского флота.

  3. Его решение не продлевать договор с Россией в 1890 году подтолкнуло последнюю к союзу с Францией, что в будущем изменило расстановку сил в Первой мировой войне.

  4. Он скептически относился к ценности колоний для Германии, чем вызвал недовольство колониальных кругов.

  5. За четыре года канцлерства он подавал в отставку 12 раз из-за конфликтов с кайзером Вильгельмом II, который в сердцах называл его «толстым стариком».

  6. Уйдя в отставку, он дал обет молчания относительно политики.

  7. Был кавалером множества международных орденов, включая Орден Черного орла.

Такова была жизнь человека, чье имя навсегда осталось на карте как символ колониального раздела и его причудливых последствий.

Если вам интересна эта тема, вы можете найти больше материалов, в том числе видео, посвященных истории полосы Каприви.

[моё] Британская Германская империя Колониализм Африка Южная Африка Намибия Видео YouTube Длинный пост 0

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Полоса Каприви и географический казус для Германской империи.