Повседневный быт глазами художников

П. А. Федотов «Свежий кавалер» (1846). Эта картина открывает нам окно в частную жизнь прошлого.
Когда мы представляем себе моду прошлых веков, на ум чаще всего приходят парадные костюмы, мундиры и бальные платья. Однако повседневная, домашняя одежда, в которой люди проводили большую часть времени, часто остаётся в тени. Как выглядел неформальный гардероб жителей Российской империи до революции? Ответ на этот вопрос хранят не только архивные описания, но и живописные полотна, которые с документальной точностью фиксировали бытовые детали.
Простота народного быта
Для крестьян и небогатых горожан вопрос домашней одежды решался просто и практично. Их повседневный наряд мало отличался от рабочего. Мужчины дома носили обычные рубахи-косоворотки и портки (штаны), а поверх, выходя на улицу, надевали кафтан или армяк. Женщины обходились рубахой, юбкой или сарафаном, дополняя образ передником. Горожанки победнее могли иметь простое платье для дома. Эта одежда была функциональной, износостойкой и часто единственной.

В.М. Максимов «Бедный обед». Сцена из крестьянской жизни, где одежда проста и лишена каких-либо излишеств.

Иван Андреевич Пелевин «Первенец».

Иван Горохов «Девочка с котенком» (1895).
Интересно, что дети из разных сословий зачастую бегали по дому в одной лишь рубашонке. Это не всегда было признаком крайней бедности — скорее, отражало более свободное, не столь строгое отношение к детскому костюму в приватной обстановке.
Халат: символ домашнего уюта и свободы
У состоятельных слоёв общества домашний гардероб был куда разнообразнее. Его центральным элементом, настоящей иконой домашнего комфорта, стал халат.

«Портрет юноши в халате» (1830-е гг.), неизвестный художник, Ступинское училище.
Этот предмет одежды, пришедший в Россию с петровских времён, имел восточные корни. Изначально он назывался «шлафрок» (от немецкого Schlafrock — «ночной халат»), но со временем это слово стало считаться просторечным, и его заменили на «неглиже». Важно понимать, что халат надевался не на голое тело, а поверх другой одежды: мужчины носили его с брюками и рубашкой. Шили халаты из дорогих тканей — шёлка, атласа, реже кашемира, часто украшали стёганым воротником и манжетами.
Портреты в халатах были не такой уж редкостью и говорили о желании запечатлеть человека в естественной, раскрепощённой обстановке.

Портрет П. А. Демидова работы Д.Г. Левицкого (1773). Знаменитый горнозаводчик изображён в домашнем халате, с лейкой для полива растений — это отсылка к его страстному увлечению ботаникой.

А. Рослин «Портрет И. И. Бецкого» (1770-е). Видный общественный деятель эпохи Екатерины II также запечатлён в неформальной домашней обстановке.
Халат был больше, чем просто одеждой. Он символизировал отдых от службы, свободу от условностей и официального этикета. Встретить в халате друзей или близких знакомых было в порядке вещей, но появиться в таком виде перед начальством считалось непозволительной фамильярностью. Яркую иллюстрацию этого правила приводит в своих воспоминаниях князь Пётр Вяземский, рассказывая историю о полковнике Раевском, которого великий князь Константин Павлович в шутку высадил в халате на людном Невском проспекте в наказание за излишнюю расслабленность.
Как символ свободы от «мундира» и казённой службы, халат стал почти обязательным атрибутом творческой интеллигенции — писателей, поэтов, художников.

Фирс Журавлёв «Пасхальное утро».
Тёплая домашняя одежда
Поскольку отопление в больших домах было делом затратным, в холодное время года домашняя одежда должна была быть тёплой. Её утепляли ватой или мехом. В «Евгении Онегине» Пушкин, описывая превращение светской барышни в провинциальную помещицу, отмечает: «Обновила наконец / На вате шлафор и чепец».
Чепцы (или ночные чепчики) были традиционным головным убором замужних женщин дома. Мужчины могли носить фески или тюбетейки, а также мягкие сапоги без жёсткого задника.

Александр Васильевский «Портрет Державина» (1815). Поэт изображён незадолго до смерти в домашнем халате и чепце. Сам Пушкин, видевший Державина на экзамене в Лицее, отмечал, что этот портрет куда больше похож на уставшего старика, чем официальные изображения.
Халат в литературе и искусстве
Халат прочно вошёл в русскую литературу как важная деталь, характеризующая персонажа. Самый известный пример — халат Обломова из романа Гончарова, описанный как «настоящий восточный халат... без малейшего европейского налета... настолько свободный, что Обломов мог дважды завернуться в него». Этот халат стал символом лени, созерцательности и отрешения от суеты. Интересно, что сам Гоголь, судя по воспоминаниям современников, не любил халатов и считал их атрибутом неряшливости.

Ноздрев. Иллюстрация к «Мёртвым душам». Даже энергичный и суетливый Ноздрев дома носит халат.
Поэт Николай Языков даже посвятил халату восторженное стихотворение, воспевая его как «одежду лени и покоя» и «тайного весёлого собранья / И поэтической радости товарища!».

В.А. Тропинин «Портрет князя Василия Федоровича Гагарина». Существует версия, что одним из прообразов Обломова был как раз поэт Языков.
Мода и социальные коды

П. Федотов «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» (1849-1850).

Герой картины «Завтрак аристократа», несмотря на финансовые трудности, одет по последней домашней моде: роскошный халат, феска на голове и остроконечные восточные туфли. Интерес к ориентализму (восточным мотивам) был одной из черт того времени.
Со временем мода на роскошные халаты спустилась из дворянских усадеб в купеческие дома, став для новых богачей символом статуса и «барской» жизни.

В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Хозяин дома, встречая нанятую учительницу, одет в дорогой халат, стремясь подчеркнуть свою состоятельность.
Домашняя одежда женщин
Женщины носили халаты гораздо реже мужчин. Их домашний гардероб чаще состоял из удобных платьев простого покроя, сшитых из менее дорогих тканей, чем выходные туалеты. Существовали и так называемые «парадные неглиже» — нарядные домашние платья.

Григорий Мясоедов «Ради счастья других».

Алексей Венецианов «Помещица, занятая хозяйством (Утро помещицы)» (1823). Барыня отдаёт распоряжения приказчику, будучи одетой в скромное, но опрятное домашнее платье.
Примечательно, что портретов женщин в сугубо домашней, «неприбранной» одежде сохранилось значительно меньше. На картинах они обычно изображены в простых, но полных достоинства платьях, в которых при необходимости можно было и принять гостя.

Михаил Зичи «Человек, задувающий свечу» (1861). Интимная сцена перед сном, где домашняя одежда супругов выглядит очень естественно.

Жан Юбер «Утро Вольтера». Хотя это французская работа, она прекрасно иллюстрирует общую европейскую моду на комфортные домашние халаты среди интеллектуальной элиты.
Таким образом, домашняя одежда дореволюционной России — это не просто предмет гардероба. Это целый культурный код, который через живопись и литературу рассказывает нам о социальных различиях, идеалах комфорта, отношениях между людьми и их внутренней свободе.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Домашняя одежда до революции. Что расскажут картины.