Египетская мифология: от дорогих похорон к ритуальным хитростям

Добро пожаловать в мир верований и погребальных практик Древнего Египта!

Наш герой Олег, чья жизнь была подробно рассмотрена ранее, согласился на важный для нашего исследования шаг — умереть, чтобы мы могли изучить древнеегипетские похоронные обряды. Правда, он выдвинул условие: ему должны устроить пышные проводы в загробный мир по всем канонам, а также подарить пони. Этот момент, как выяснится позже, окажется не таким уж и важным.

Столь трепетное отношение Олега к своим будущим похоронам не случайно. В Древнем Египте считалось, что попасть в загробный мир можно было только при соблюдении определённых погребальных ритуалов. Решающую роль играл не моральный облик человека при жизни, а правильность «приземления» — то есть проведённого обряда.

Эволюция погребальных практик: от реальных даров к магическим словам

Изначально, в эпоху Древнего царства, право на полноценную загробную жизнь с сохранением тела (мумификацией), саркофагом и реальными дарами (оружием, едой, утварью) было привилегией фараонов и знати. Простые люди, подобные семье Олега, не могли себе этого позволить, что порождало зависть и первые зачатки этических концепций: «Я хороший, а богач, наверное, скотоложец, почему же ему уготована лучшая участь?».

Со временем традиция хоронить своих умерших с имуществом распространилась и среди более широких слоёв населения. Это привело к парадоксальной ситуации: расходы на содержание мёртвых начали превышать уровень жизни живых. Египетская экономика не выдерживала такой нагрузки.

Тогда жрецы и родственники нашли остроумный выход. Сначала вместо настоящей еды и вещей в гробницы стали класть их глиняные или деревянные модели — считалось, что в загробном мире они обретут нужные свойства. Когда и это стало накладным, перешли к ещё более экономичному способу — магическим надписям и устным благословениям. Длинный список пожеланий («пусть у тебя будет бесконечный запас тушёнки и самурайские доспехи») заменял реальные дары. Это было похоже на то, как вместо подарка на день рождения вам желают всего самого лучшего.

Таким образом, Олегу, родившемуся в эпоху Нового царства, повезло больше, чем его предкам. Хотя он и не был фараоном, у него уже были возможности обеспечить себе «человеческие похороны» — мумификацию, саркофаг и магические тексты для благополучной жизни после смерти.

Обратите внимание: В каждой стране, в каждую эпоху были и есть традиции, законы и обычаи, которые сохраняются и поныне.

Ритуал Хеб-сед: как фараон «обновлял» свою власть

Пока Олег готовился к вечности, фараоны проводили сложный ритуал Хеб-сед (Праздник хвоста). Согласно древней традиции, после 30 лет правления фараон считался старым, и его жизненная сила, от которой зависело благополучие страны, иссякала. Чтобы избежать буквальной «утилизации» правителя, был придуман масштабный обряд его символического обновления.

Это было грандиозное, но невероятно скучное мероприятие. Со всего Египта в столицу свозили статуи богов и их жрецов. Фараон должен был лично приветствовать каждого бога, что занимало много времени. По сути, ритуал имитировал смерть и воскрешение правителя. Кульминацией был забег «омолодившегося» фараона, который должен был доказать свою силу и ловкость, после чего он «получал» от статуи божества документ, подтверждающий его право на трон. Такой ритуал давал фараону запас власти ещё на несколько лет, но был крайне затратным для экономики.

Тем временем для Олега соорудили подобие пирамиды и собрали статуи. Настал момент прощания. Ему зачитали длинный список магических благословений для загробной жизни, что было стандартной и более дешёвой заменой реальным погребальным дарам.

Итак, подготовительный этап завершён. Тело Олега готово к мумификации. В следующей части нас ждут его приключения в Duat (загробном мире) и суд Осириса, где будет взвешено его сердце.

P.S. А тот самый пони, которого требовал Олег, в итоге не имел никакого значения. Главное — он согласился на эту роль.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Египетская мифология. Погребальные традиции.