Добро пожаловать в наш клуб любителей древнеегипетской культуры! Если вы хотите глубже погрузиться в тему, советуем начать с предисловия.

На этой неделе я провел настоящее исследование: изучал источники, анализировал материалы и даже пообщался с парой экспертов (шутка, но почти). В итоге я переполнен информацией и готов поделиться с вами представлениями древних египтян о сотворении мира. Сразу предупреждаю: версий существует множество, как и самих египтян в свое время. Мы же знали, что будет непросто, правда? [Лично я не ожидал такого разнообразия!]
Кстати, многие читатели отмечали, что мемы — это слишком легковесно. Что ж, я прислушался к критике и с грустью сообщаю: в этом посте мемов будет еще больше. Шутка! Но серьезности, конечно, прибавится.

Итак, начнем. Важно понимать, что до наших дней не дошло ни одной целостной легенды о сотворении. Ученые-египтологи кропотливо собрали мозаику из разрозненных фрагментов текстов и изображений. Да благословит их Ра за этот труд!
Для систематизации материала разделим все легенды на три основные группы:
Мир создан животными
Матриархальные сюжеты
Патриархальные версии: космогония главных городов-номов
Творение силами животных
Когда вы в последний раз смотрели в глаза корове? Если недавно, то наверняка помните этот глубокий, полный вселенской тоски взгляд. Если нет — самое время подойти, посмотреть и мысленно поблагодарить ее за... создание вселенной. Да, именно корову в самых древних версиях считали творцом всего сущего.
Небо представлялось гигантской коровой, родившей солнце в виде золотого тельца. Теленок плыл рядом с матерью, чье тело было украшено звездами. Красивая и поэтичная картина. Идея не уникальна — подобные образы встречаются и в мифах африканских племен.
Образ коровы-творца надолго сохранился в культуре. В более поздних текстах она стала ипостасью богини неба Нут. Египтяне, как обычно, добавили мистики, изобразив богиню Мехурт с головой коровы.

Были и другие версии. Например, солнце появилось из яйца, снесенного Великим Гоготуном — мифической птицей, чье имя говорит само за себя. Этот мотив также распространен в мировом фольклоре.
В роли творцов выступали и другие существа: свинья, родившая солнечного поросенка; навозный жук, катящий солнце по небу; и даже цветок лотоса, из которого появился бог Ра.

Матриархальные мотивы в творении
К этой группе можно отнести и корову, ведь позже она трансформировалась в богиню, рождающую все сущее. Но здесь важнее роль женских божеств.
В чем суть? В матриархальных мифах богини творят самостоятельно, без участия мужского начала. Главная героиня здесь — небесная богиня Нут. Ее часто изображали в виде женщины, изогнутой над землей, касающейся ее руками и ногами.

Каждый день солнце рождается из ее чрева, совершает путь по небу и вечером... проглатывается ею обратно. Да, утром Нут рожает светило, а вечером поглощает его.
Современному человеку это кажется странным: зачем глотать собственного ребенка? Но древние люди мыслили иначе. Связь между половым актом и рождением ребенка была неочевидной, считалось, что зачатие может произойти от еды, воды или даже сильного смеха. Поэтому мотив поглощения и нового рождения был вполне логичным.

Таким образом, Нут, проглотив солнце, зачинала его вновь, чтобы снова родить на следующий день. Таков цикл.
Патриархальные версии: космогония главных номов
Теперь разберем космогонии четырех важнейших религиозных центров (номов). Будьте готовы к тому, что ваш мозг немного «закипит». В других номах сюжеты в основном сводились к идее первозданного хаоса, у каждого была своя Великая Девятка богов и Триада (главный бог, его супруга и ребенок).
Мемфисская космогония
В начале было бескрайнее и безжизненное море. Бог Птах, олицетворявший саму землю, решил воплотиться в божественную форму. Он создал свою плоть из земли и стал богом. Вопрос, откуда взялась земля посреди моря, оставался открытым, но это детали.
Птах, осознав одиночество, решил создать мир и других богов. Сначала он создал их души и творческую силу, а затем начал творить словом — задолго до того, как это стало популярным приемом.
Первым он создал Атума, затем, по своей воле, — Великую Девятку. Далее Птах создал все остальное: города, храмы, установил законы и праздники.
Согласно этой версии, творческая сила Птаха заключена во всем сущем. Мы все — его творения.
Мемфисская триада: Птах, его свирепая супруга Сохмет (с головой львицы) и сын Нефертум. Удивительно, но у Птаха и Нефертума были человеческие головы — редкий случай для египетского пантеона.
Птах — покровитель ремесел, творчества и плодородия.
Обратите внимание: Египетская мифология. Предисловие.
Он всегда изображался с символом истины, а его «кара» настигала тех, кто лгал или поступал несправедливо.«Живи по правде» — вот его главный принцип.
Естественно, по этой версии творение началось именно в Мемфисе.
Гермопольская космогония
Здесь в первозданном море уже существовали боги — восемь мужчин с головами лягушек и восемь женщин с головами змей. Они создали яйцо из земли и воды и поместили его на Изначальный Холм. Из яйца вылупился бог солнца Ра (или Хепри).

Вот отрывок из мифического интервью с Хепри, которое я нашел в «Книге Знания Творений Ра»:
Журналист: — Представьтесь, пожалуйста.
Хепри: — Я тот, кто возник сам собой.
Журналист: — Как все началось?
Хепри: — Я существовал, и существование существовало. Все существа возникли после меня, многие вышли из моего рта.
Журналист: — Вы знакомы с понятием тавтологии?
Хепри: — Я оживил твою тавтологию.
*Последние две строки сохранились плохо и восстановлены по контексту.
Родившись, Ра заплакал от счастья, и из его слез появились люди. Затем он создал бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, а они дали начало остальному миру. И все это, конечно, произошло в Гермополисе.

Фиванская космогония
У фиванцев все было сложно из-за постоянной смены главных богов. В итоге синкретизма появился Амон-Ра. Поскольку многие боги изображались с головой сокола, изменения были не слишком заметны.

Поздний фиванский миф гласит:
В начале был змей Кем-Атеф (ипостась Амона). Умирая, он поручил сыну Ир-те создать Великую Восьмерку богов. Те, воскреснув, отправились в Гермополь, создали там бога Солнца, затем в Мемфис и Гелиополь, где создали Птаха и Атума. Устав от трудов, они вернулись в Фивы и... умерли. Фиванцы же утверждали: «Мы не отрицаем ваших богов, но наш Амон создал их всех. Смиритесь с этим».

Гелиопольская космогония
Это одна из самых известных и канонических версий.
В начале был хаос — бескрайний океан Нун. В его глубинах самозародился бог Атум. Не найдя тверди, он создал Первозданный Холм (который, естественно, находился в Гелиополе).
Стоя на холме, Атум задумал мир и приступил к творению весьма оригинальным способом: он оплодотворил сам себя, извергнув семя в собственный рот. Детали этого процесса лучше не уточнять.

Вскоре он выплюнул первую пару богов: Шу (воздух) и Тефнут (влага). Дети потерялись в темноте, и Атум отправил на их поиски свой Глаз (Солнце). Пока тот искал, Атум создал новый Глаз (Луну).
Когда старый Глаз вернулся с детьми, Атум заплакал от радости, и из его слез возникли люди. Старый Глаз, завидуя новому, возмутился. Чтобы успокоить его, Атум поместил его себе на лоб в виде змеи-урея. Так зародился символ божественной власти.
Шу и Тефнут родили Геба (землю) и Нут (небо). Те, в свою очередь, стали родителями Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Исида и Осирис родили Гора. Да, инцест был распространенным мотивом.
Великая Девятка Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида, Нефтида и... Гор. Да, их десять. Но число «девять» символизировало множество, а Гор и Осирис считались ипостасями одного божества в мире живых и мертвых соответственно.
На этом предлагаю закончить обзор сотворения мира. Конечно, я сильно упростил и рассказал лишь малую часть этой грандиозной мифологической саги. Но для нашего дальнейшего путешествия в мир египетской мифологии этого достаточно.
Оставайтесь на связи!
[моё]Египетская мифологияПересказМемыДлинный пост 19Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Египетская мифология. Сотворение мира.