Эволюция левого движения в США: от коммунистической партии к сексуальной революции

Статья представляет собой первую часть масштабного исследования, посвященного истории и трансформации левых идей в Соединенных Штатах. В материале рассматривается, как радикальная политическая мысль прошла путь от поддержки СССР и ортодоксального марксизма до фокуса на культурных войнах, гендерной идентичности и сексуальной свободе. Читатель узнает об истоках современной левой повестки, идеологических корнях движения за права меньшинств и о том, почему американские левые сегодня часто ассоциируются не с классовыми битвами, а с вопросами идентичности.

В первой части повествования раскрывается путь от эпохи маккартизма и «красной угрозы» до бурных 1960-х годов, ознаменовавшихся сексуальной революцией и рождением «новых левых».

Эпоха «красной паники» и гонений на коммунистов

История противостояния американского государства с левыми движениями уходит корнями в начало XX века. Первая волна антикоммунистической истерии, известная как «Красная паника», поднялась после Октябрьской революции 1917 года в России. Еще раньше, с вступлением США в Первую мировую войну, был принят ряд репрессивных законов, таких как Закон о шпионаже (1917) и Закон о подстрекательстве (1918), которые ограничивали свободу слова и критические высказывания в адрес правительства.

В 1919-1920 годах, в период так называемых «рейдов Палмера», власти под руководством генерального прокурора Александра Палмера провели массовые аресты и депортации анархистов, социалистов и других «неблагонадежных» элементов, часто грубо нарушая конституционные права. Именно в этой напряженной атмосфере в 1919 году была основана Коммунистическая партия США (КП США), возникшая в результате слияния нескольких социалистических групп. Одним из ее основателей стал журналист Джон Рид, автор знаменитой книги «Десять дней, которые потрясли мир».

Несмотря на постоянное давление со стороны властей и ФБР, в 1930-е годы КП США стала ведущей силой в американском рабочем движении. Ее популярность достигла пика в конце 1930-х – начале 1940-х годов, когда США и СССР были союзниками по антигитлеровской коалиции. В этот период партия насчитывала около 100 тысяч членов, а быть коммунистом в интеллектуальных кругах Нью-Йорка считалось почти хорошим тоном.

Коммунистическая партия США в 1930-е годы

Однако с началом Холодной войны ситуация резко изменилась. Коммунисты из союзников превратились во «врагов государства номер один». Эпоха маккартизма, названная по имени сенатора Джозефа Маккарти, ознаменовалась масштабными «охотами на ведьм». Начались чистки в Голливуде, правительственных учреждениях, университетах и научных кругах. Обвинение в симпатиях к коммунизму могло разрушить карьеру и жизнь.

Членство в КП США стало не просто опасным, но и юридически ограниченным. По Закону Хамфри-Батлера 1954 года коммунистам запрещалось занимать государственные должности, работать на оборонных предприятиях и даже получать паспорта для выезда за границу. Под подозрение попадали даже такие выдающиеся фигуры, как Роберт Оппенгеймер, «отец атомной бомбы», чья карьера была разрушена из-за его прошлых связей с левыми кругами.

Демонстрация в поддержку голливудских сценаристов, обвиненных в связях с коммунистами. Далтон Трамбо, Лестер Коул и другие члены «Голливудской десятки» в центре внимания"

Репрессии, внутренние расколы (усугубленные разоблачениями Хрущева о преступлениях Сталина) и общая атмосфера страха привели к катастрофическому падению численности КП США: с 80 тысяч членов в 1945 году до примерно 3 тысяч к концу 1950-х. Ортодоксальный коммунизм, ориентированный на СССР, был маргинализирован, освободив идеологическое пространство для новых, более адаптированных к американским реалиям левых течений.

Появление «новых левых»: синтез Маркса и Фрейда

На смену репрессированной и дискредитированной Коммунистической партии пришло движение «новых левых». Его идеологической основой стал западноевропейский неомарксизм, в частности, идеи философов Франкфуртской школы, таких как Теодор Адорно, Герберт Маркузе и Эрих Фромм, которые нашли отклик среди либерально настроенной американской студенческой молодежи.

В отличие от «старых левых», фокусировавшихся на рабочем классе и экономической эксплуатации, «новые левые» утверждали, что современное капиталистическое общество изменилось. Они считали, что пролетариат интегрировался в систему и утратил революционный потенциал. Вместо классовой борьбы они сделали акцент на проблеме отчуждения личности, психологического угнетения и репрессивности буржуазной культуры.

Фромм, Маркузе и другие неомарксисты и идеологи «новых левых»

Движение «новых левых» зародилось в середине 1960-х годов, вобрав в себя энергию нескольких мощных протестных волн: борьбы за гражданские права чернокожих, массовых выступлений против войны во Вьетнаме и требований академических свобод в университетах. Их протесты отличались эксцентричностью, карнавальностью и открытым вызовом традиционным ценностям «общества потребления».

Ключевой фигурой стал философ Герберт Маркузе. В своих работах, таких как «Эрос и цивилизация» и «Одномерный человек», он предложил синтез идей Карла Маркса и Зигмунда Фрейда. Маркузе утверждал, что капитализм подавляет не только экономически, но и психологически, навязывая «репрессивный» принцип реальности, который сублимирует естественные человеческие инстинкты и желания (принцип удовольствия).

Молодые люди протестуют против войны во Вьетнаме

Таким образом, идеология «новых левых» свелась к тому, что подлинное освобождение личности лежит через преодоление всех форм репрессии, включая культурные и сексуальные табу. Сам бунт против системы, отрицание любых запретов («Запрещать запрещать») стал восприниматься как высшая ценность. Эта философия создала идеологическую матрицу, в которой политическая революция стала неотделима от революции сексуальной и культурной.

Культурный нигилизм и триумф сексуальной революции

К началу 1970-х годов движение «новых левых» вступило в кризис. Не имея четкой политической программы и реальных успехов в изменении экономической системы, оно все больше смещалось в сферу культуры. Власти, готовые терпеть культурный эпатаж, но не политический радикализм, фактически позволили этому произойти.

Сексуальная революция стала главным полем битвы и главным достижением этой эпохи. Американское общество 1950-х – начала 1960-х было пуританским: действовал строгий моральный кодекс в кино, во многих штатах были запрещены межрасовые браки, а гомосексуальность считалась психическим отклонением. «Новые левые» объявили войну этим «репрессивным» нормам.

Протест против бюстгальтеров в Сан-Франциско в 1969 году

На авангарде этого процесса оказалась богемная среда. Ярким символом эпохи стал фотограф Роберт Мэпплторп, чьи работы, сочетавшие классическую эстетику с откровенными гомоэротическими и БДСМ-сценами, бросили вызов общественным табу. Его творчество, наряду с легализацией порнографии (культовый фильм «Глубокая глотка» 1972 года) и расцветом контркультуры, способствовало радикальному изменению гендерных ролей и общественного отношения к сексуальности.

Парадоксальным образом бунтарское искусство и гедонистические практики, призванные разрушить «буржуазную цивилизацию», были ею же быстро коммерциализированы и поглощены. Как с горечью констатировал позже Маркузе, рынок оказался способен ассимилировать даже самое радикальное отрицание.

Роберт Мэпплторп, Арнольд Шварценеггер, 1987 год.

Идеи «новых левых» о преодолении всех форм угнетения легли в основу новых социальных движений, прежде всего движения за права ЛГБТ. Многие активисты, начинавшие в антивоенных и леворадикальных группах 1960-х, в 1970-е переключились на борьбу за права сексуальных меньшинств. Философская база, заложенная Маркузе и другими, позволила рассматривать гомосексуалов и другие меньшинства как новые угнетенные классы, нуждающиеся в освобождении.

Роберт Мэпплторп, «Джо», 1977.

Закат ортодоксального коммунизма и легализация культурного бунта

Пока «новые левые» вели свои культурные войны, Коммунистическая партия США, верная линии Москвы, переживала глубокий упадок. Распад СССР, прекращение финансовой поддержки и деиндустриализация Америки, подорвавшая традиционную базу профсоюзов, окончательно маргинализировали партию.

Власти США, пережившие страх перед «красной угрозой», нашли новый, более безопасный способ канализировать протестную энергию. Они позволили, а иногда и поощряли культурный и сексуальный бунт, пока тот не покушается на основы экономической системы — капитализм. Как отмечали критики, в новом «обществе потребления» было разрешено практически все, кроме поиска реальной политической альтернативы.

Протест против показа «Глубокой глотки» в кинотеатрах

Таким образом, к концу XX века американские левые радикально трансформировались. На смену движению, ориентированному на классовые интересы рабочих и построение социализма, пришло движение, сфокусированное на вопросах идентичности, культурного представительства и личной свободы. Идеи, сформулированные философами Франкфуртской школы и подхваченные «новыми левыми», заложили теоретический фундамент для современной повестки, включающей борьбу за права многочисленных меньшинств и концепцию множественности гендеров.

Очередной митинг в поддержку геев и лесбиянок в 1985 году

Эпилог: наследие эпохи

Забастовка авиадиспетчеров в США в 1981 году

Сексуальная и культурная революции 1960-1970-х годов привели к необратимым изменениям в американском обществе. Гедонизм и «вседозволенность» (в определенных рамках) стали частью массовой культуры. Однако, как отмечали социологи, это не отменило жесткой классовой структуры. Культура стала пространством, где было «разрешено все», кроме сомнений в незыблемости самой капиталистической системы. «Перманентное отрицание», о котором писали теоретики, было институционализировано и стало безопасным для статус-кво.

Молодая конгрессмен Нэнси Пелоси на митинге геев и лесбиянок, 1987 год

Наследие «новых левых» — это не только более свободные нравы, но и сложный идеологический комплекс, который сегодня позволяет вести речь о десятках гендеров и ставит вопросы идентичности в центр политической борьбы. Путь от поддержки СССР к сексуальной революции оказался путем от политики классового переустройства к политике личного и культурного освобождения.

Продолжение следует…

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Левые в США: от поддержки СССР к сексуальной революции. Часть 1.