Два пути к офицерскому званию

А. Корзухин «Разлука» (1872)
На протяжении всей истории Российской империи существовало два основных способа получить офицерские погоны. Первый и долгое время самый распространенный путь — начать службу с низших чинов и выслужить звание. Второй — получить специальное образование в военном учебном заведении. В XVIII и начале XIX века большинство офицеров приходили в армию именно первым способом. Причин было несколько: катастрофическая нехватка специализированных училищ, отсутствие единых образовательных стандартов для офицерского состава и устойчивое предубеждение среди дворянства против казённых учебных заведений. Дворяне часто предпочитали домашнее обучение или частные пансионы, после чего с помощью связей и протекции определяли отпрысков на службу. При наличии подтверждённого дворянства доброволец мог после трёх месяцев солдатской службы стать офицером. Для менее обеспеченных семей, желавших дать сыновьям «путевку в жизнь», единственным выходом было определение детей на государственное содержание — мальчиков в кадеты, девочек в институты благородных девиц. Исключением была артиллерия, где уже к 1812 году более 60% офицеров были выпускниками 2-го кадетского корпуса, который с отличием окончил и будущий фельдмаршал М.И. Кутузов.
Зарождение военного образования

Формирование курсантов Омского кадетского корпуса
История системного военного образования в России часто отсчитывается от 1731 года, когда императрица Анна Иоанновна подписала указ, требовавший грамотности от унтер-офицеров. В 1732 году был открыт первый в России Кадетский корпус, реорганизованный в 1743 году в Сухопутный дворянский кадетский корпус, который и считается первым учреждением, целенаправленно готовившим офицеров. При Екатерине II появились специализированные Артиллерийский и Инженерный корпуса, а при Александре I сеть кадетских корпусов расширилась, открывшись в Шклове, Омске, Оренбурге и других городах.

Кадетский мундир Сухопутного дворянского кадетского корпуса (1793 г)
Детство, отданное корпусу
Служба для будущих офицеров начиналась с самого детства. В корпус принимали детей 7-8 лет, а иногда и младше. Отношение к ним было суровым, без сентиментальности, как к маленьким взрослым, имеющим обязанности, но не имеющим прав. Мемуары сохранили яркие истории поступления. Генерал П.Х. Граббе вспоминал, как в четыре года его отвезли в Петербург и определили в корпус, где он провёл одиннадцать лет — от нянек до погон подпоручика. Ещё более драматична история А.Н. Марина: путь из провинции в столицу, болезнь, жизнь в лохмотьях у брата и, наконец, определение в кадеты, которое он воспринял как спасение и «благородное пристанище».

Более красочно выглядит рассказ генерал-лейтенанта и героя войны 1812 года А. Н. Марина: «Однажды зимним днем священник отслужил молебен на дороге; Родители благословили нас с братом, мы оделись, а Никита (извозчик - Л. И.) уже стоял с каретой на паре лошадей у крыльца. Мы вышли. Отец и мать стояли на веранде. Нас усадили с молитвой, и мы, без человека, без слуги, руководимые молитвой родителей, отправились с Никитой и вскоре дошли до елецкого села Колодезек. Там они помылись в чудесной бане, переночевали и через Елец отправились в Москву. В Москве меня водили смотреть часы Ивана Великого и большую пушку, купили игрушку, чтобы я не грустил. Из Москвы по дороге мне вспоминается город Валдай, где мне очень понравились бублики. Еще мне купили куклу, чтобы утешить, а потом мы приехали в Петербург в Преображенские казармы нашему старшему брату Сергею Никифоровичу . В это время гвардия собиралась в Москву на коронацию царя Павла Петровича. Охранник и мои братья Сергей и Евгений уехали в Москву, а меня оставили на руках пьяного человека Игната Захаровича, который в пьяном виде водил меня по кабакам и поил водкой. Я подхватил сильную горячку, но попал под покровительство благодетеля Василия Кузьмича Выдрина, офицера лейб-гренадерского полка. А 9 марта я уже умирал у Выдрина. Я помню 9 марта, потому что мне принесли печеного (тестового) жаворонка, чтобы утешить меня в моей болезни. Вспомнив, как меня в тот день утешали дома запеченными жаворонками, мне стало легче, и меня перевели в Измайловский полк в дом Ланского. Вскоре гвардия вернулась в столицу. У брата Сергея Никифоровича была квартира в первом батальоне Преображенского полка, расположенная недалеко от Зимнего дворца, и меня туда взяли, всего в лохмотьях, почти без сапог. Вот меня кое-как одели и на Страстной неделе отвели в первый Шляхетский, который после этого стал первым кадетским корпусом. Я вступил в юношескую гренадерскую роту . Курсанты подхватили меня и потащили в большой сад; но я не скоро привык к толпе. Одели меня в павловский мундир и гренадерскую каску, и я приступил к службе и науке, благодарив Господа, что обрел благородное пристанище». Марин был видным дворянином и сыном крупного провинциального чиновника того времени.

Кадет-унтер-офицер 1 кадетского корпуса. 1817-1822 гг
Испытания при поступлении
Хотя большинство кадетов были из небогатых семей, для поступления почти всегда требовались связи или покровительство. Без протекции рассмотрение документов могло затянуться на неопределённый срок, а от родителей нередко вымогали взятки. Красноречива история будущего всесильного графа А.А. Аракчеева. Его отец, продав имущество, привез 11-летнего сына в Петербург, но их прошение месяцами лежало без движения. Деньги кончились, в отчаянии отец просил милостыню у митрополита. Когда надежды почти не осталось, мальчик сам бросился к ногам директора корпуса с мольбой о приёме. Тот сжалился. Позже Аракчеев столкнулся с шантажом со стороны служителей, но, выучившись блестяще, сам впоследствии взяток не брал.

Уроки фехтования. Петровский Полтавский кадетский корпус
Эволюция учебных программ
Долгое время единых стандартов обучения не существовало. Курсанты изучали общеобразовательные предметы, а в некоторых корпусах, из-за нехватки светских учебных заведений, даже латынь, ораторское и театральное искусство. В 1766 году И.И. Бецкой, возглавлявший корпус, разработал новый устав, предусматривавший 15-летнее обучение с 5-6 лет. Однако упор на гуманитарные науки привёл к тому, что, по словам дипломата С.Р. Воронцова, выпускники «играли комедии, писали стихи, знали, словом, все, кроме того, что должен был знать офицер». Радикальные перемены произошли при М.И. Кутузове, возглавившем корпус в 1794 году. Он заявил, что будет относиться к кадетам как к солдатам, заменил штатских учителей офицерами и ввёл занятия по тактике и военной истории. К началу XIX века в программу стабильно входили Закон Божий, русская грамматика, математика, физика, история, география и иностранные языки.

Иван Иванович Бецкой
В 1766 году И. И. Бецкой, руководивший корпусом, составил «Устав Сухопутного дворянского кадетского корпуса для воспитания и обучения дворянской русской молодежи». Было введено деление на пять эпох, и каждая эпоха имела пять ветвей.
Обратите внимание: Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин обращался к гражданам страны только так: «Дорогие россияне.
Принимались дети 5-6 лет, обучение которых должно было длиться 15 лет. Вместе с курсантами занимались гимнасты из простонародья. Дипломат С.Р. Воронцов оценивал программу обучения так: «Офицеры, вышедшие из старого кадетского корпуса, были хорошими солдатами и не более того; воспитанные Бецким играли комедии, писали стихи, знали, словом, все, кроме того, что должен был знать офицер». Особый интерес к гуманитарным наукам в корпусе возник в годы руководства Ангальта, которого очень любили кадеты.Сменивший его в 1794 году М. И. Кутузов радикально изменил программу и заявил, что будет относиться к юнкерам как к солдатам. Вместо пяти возрастов были введены четыре мушкетерские роты и одна гренадерская рота. Все штатские учителя были заменены офицерами. Были введены занятия по тактике и военной истории, которые проводились не только со студентами, но и с офицерами. К началу XIX века в программу кадетского корпуса обязательно входили Божественное право, русская грамматика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иногда химия, природоведение, политическая история, география, французский и иногда немецкий язык.

Повседневная жизнь и дисциплина
Члены императорской семьи лично интересовались жизнью кадетов. Из воспоминаний И.С. Жиркевича: император Павел I мог неожиданно посетить класс, лично проверить чистоту ног у кадета и, оставаясь довольным, разделить с воспитанниками их скромный полдник. В свободное время кадетам разрешалось кататься на коньках (пока однажды это не запретили), играть в мяч, заниматься гимнастикой в саду. Летом они могли работать на собственных грядках, строить модели укреплений, а по воскресеньям в садовой беседке с оркестром даже танцевать с приглашёнными дамами. Полноценных каникул не было, и домой, особенно иногородних, отпускали редко. Родители фактически передавали детей государству на долгие годы, встречая их уже взрослыми людьми.
В свободное от учебы время курсанты могли отдохнуть. А. Н. Марин вспоминал: «Зимой нам разрешали кататься на коньках перед зданием в саду; но однажды утром у всех отобрали коньки и больше не разрешили заниматься такой гимнастикой. Летом нас учили разным видам спорта, и мы все любили играть с мячами и прыгать через барьеры. В большом саду в занавесках нам дали грядки, чтобы мы могли сеять овощи и знать хозяйственную часть; Там, в саду, была построена земляная крепость со рвом. Мы сами под контролем крепостного учителя и офицеров построили это укрепление. В одной из штор были установлены качели, и любой желающий всегда мог заняться этой гимнастикой в свободное от науки время. В саду был большой пруд, над прудом располагалась большая беседка, где по воскресеньям летом собиралась публика и множество дам, играла оркестровая музыка, пели и танцевали, в танцах принимали участие и курсанты. Нам было очень весело, потому что курсанты редко выбирались из корпуса. В здании у нас был манеж и катание на лошадях». Полноценных каникул у курсантов долгое время не было, и летом их обычно не отпускали домой. Как и в институтах благородных девиц, родители передавали малолетних детей на попечение государства, в лучшем случае могли их навещать иногда (если курсант был из глубинки, а родители не могли позволить себе часто приезжать, видимы были редкостью), а спустя годы снова встретили пожилых людей.
Образовательный уровень офицерства к 1812 году
Статистика, приведённая историком Л.Л. Ивченко, рисует неоднозначную картину. К 1812 году лишь 22,3% офицеров окончили кадетский корпус, причём половина из них — ускоренный Дворянский полк. Половина офицерского состава умела только читать и писать. Иностранные языки знала меньшинство: треть говорила по-французски, четверть — по-немецки. Большинство полиглотов служили в гвардии. Лишь 10% офицеров имели знания более чем по шести предметам из учебной программы. Таким образом, наличие системного военного образования у офицеров 1812 года было скорее исключением, чем правилом, причём ситуация в армии Наполеона была схожей.
Интересная статистика приводится в книге Л. Л. Ивченко «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года». В 1812 г кадетский корпус окончило лишь 22,3% офицеров, половина из них — Дворянский полк. Половина офицеров умела только читать и писать. Треть российских офицеров говорила по-французски, четверть — по-немецки и 0,8% — по-английски. Большинство полиглотов служило в гвардии и в свите императора. Доля офицеров, окончивших «государственные»; военно-учебных заведений среди гвардии было сравнительно мало: в пехоте - 21,2%, а в кавалерии - 10,5%, но именно в гвардии наибольшее количество людей, получивших "обстоятельное" домашнее задание, имело концентрированное образование. Большая часть выпускников кадетских корпусов была артиллерийской - 67,6%. Согласно анкетам, заполненным офицерами, поступающими на службу, 23,2% из них изучали арифметику, географию - 15,5%, историю - 12,8%. Только 10% офицеров имеют знания более чем по 6 предметам, включенным в их формальные списки. Таким образом, наличие военного, а тем более всестороннего образования у «детей Марса» с 1812 года — не закономерность, а скорее исключение. Армия Наполеона имела примерно такое же количество кандидатов.
Реформы после наполеоновских войн
Наполеоновские войны стали переломным моментом. Родители осознали, что учиться военному делу в бою — слишком опасно, и спрос на кадетское образование вырос. Для ускоренной подготовки бедных дворян при 2-м кадетском корпусе был создан Дворянский полк с двухгодичной программой, без общеобразовательных предметов. К 1812 году он выпустил почти половину всех офицеров с образованием. При Николае I в корпусах усилили военную составляющую: они стали напоминать батальоны с чёткой строевой подготовкой. Учебная программа структурировалась: общие классы и специальные курсы, от успехов в которых зависело первичное звание выпускника.

Пират К.К. Воспитанники горцев в 1 и 2 кадетских корпусах. 1855 г
При Николае I в корпусе больше внимания уделялось военному делу, упор делался на боевую службу. Кадетский корпус представлял собой батальон, которым командовали командиры батальонов и рот. Курсанты изучали марши, построения и технику стрельбы. При распределении курсантов по ротным группам в первую очередь учитывалась боеспособность. Учащиеся старших классов могли быть переведены в младшие роты для оказания помощи ротным офицерам в поддержании порядка и обучении младших курсантов. Благодаря этому в каждой из рот были курсанты разного возраста. Учебная программа состояла из 6 общих классов (первоначально — 2 подготовительных и 4 общих; позднее 1 подготовительного и 5 общих) и специального курса, состоящего из I и II обязательных специальных классов; в Москве и Петербурге это был III факультативный класс. Выпускники III специального класса получали звания гвардии прапорщика, или подпоручика артиллерии, или лейтенанта армии. Второй специальный класс они окончили в звании подпоручика.

Становление системы к началу XX века
После неудач Крымской войны и ряда внутренних волнений система пережила несколько реформ. Кадетские корпуса разделили на военные гимназии (общеобразовательные) и военные училища (специализированные), но в 1882 году вернулись к единым корпусам с военным уклоном. К концу XIX века сложилась стройная трёхступенчатая система: кадетский корпус, военное училище и, для карьерного роста, Академия Генерального штаба. Как вспоминал генерал А.А. Игнатьев, в России было около двадцати корпусов, в каждом около 600 воспитанников. Программа была близка к реальным училищам: углублённая математика, естественные науки, космография, законоведение, но без классических языков. Оценки ставили по 12-балльной системе, причём высший балл ставили лишь по Закону Божию.


Обзор фронтовой подготовки 1-й роты Омского кадетского корпуса великого князя Константина Константиновича 2 мая 1909 г
Из воспоминаний А. А. Игнатьева: «В России было около двадцати кадетских корпусов, которые отличались друг от друга не только цветом клена (красный, белый, синий и т д.), но и старшинством. Корпус был, за небольшим исключением, одинаковой численности: около шестисот студентов, административно разделенных на пять рот, из которых 1 рота считалась боевой и состояла из курсантов двух старших классов. В учебном плане здание состояло из семи классов, большинство из которых имело по два-три параллельных отсека.

Уроки фехтования. Петровский Полтавский кадетский корпус
В курс кадетского корпуса, как и в реальных училищах, не входили классические языки — латынь и греческий, но по сравнению с гимназиями он имел более широкую программу по математике (даже аналитической геометрии), естествознанию, а также включал космографию и право. Знания оценивались по двенадцатибалльной системе, которая, однако, была номинальной, поскольку полные оценки выдавались только по закону Божию. У меня, оставившего корпус во главе дела, было в среднем едва 10,5; Неудовлетворительной считалась оценка 5-4.

1 кадетский корпус
Большинство курсантов поступали в первый класс в возрасте девяти-десяти лет по конкурсным экзаменам, и почти все были приняты за государственный счет, причем предпочтение отдавалось сыновьям военнослужащих. Отец не хотел, чтобы я занимал должность в правительстве, и платил мне шестьсот рублей в год, что по тем временам было довольно большой суммой.

Хабаровские курсанты
Корпус комплектовался преимущественно сыновьями офицеров и дворян, но так как личное и даже потомственное дворянство приобреталось довольно легко на государственной службе, то кастовый характер корпуса был уже давно утерян и в этом отношении сильно отличался от привилегированных учреждений, таких как например Пажеский корпус, Александровский лицей, Катковский лицей в Москве и т д. Дети богатых родителей были в меньшинстве в кадетском корпусе, и только в Петербурге существовал специальный Николаевский корпус, составленный исключительно из самостоятельных и обучающих кандидатов на "кадетский корпус". «бесполезная кавалерия» ; с детства. Оставшийся корпус был почти полностью укомплектован детьми офицеров, чиновников и мелких дворян своего округа, как то: в Москве, Пскове, Орле, Полтаве, Воронеже, Тифлисе, Оренбурге, Новочеркасске и так далее Лучшие корпуса, таких как Киевский и Псковский, давали среди выпускников наибольший процент кандидатов в высшие технические институты: горный, технологический и другие, куда было очень трудно поступить из-за жесткой конкуренции, особенно в математические.

Одесса
Остальных выпускников корпуса распределили без вступительных экзаменов в военные училища, которые ежегодно присылали определенное количество вакансий. Все лучшие кандидаты обычно посещали одно из двух артиллерийских училищ в Петербурге и инженерное училище, для поступления в которое требовалось иметь на экзамене из корпуса не менее десяти баллов по математике. Следующие по старшинству пунктов распределялись по столичным училищам, а самые слабые достались провинциальным пехотным и кавалерийским училищам». В ХХ веке большинство офицеров окончили какое-либо учебное заведение.
Жизнь и быт кадетов в фотографиях
Мой пост здесь о том, как жили офицеры до революции
И еще часть фотографий Омского кадетского корпуса

На ступеньках здания с Великим Князем Константином Константиновичем. О

Генерал Медведев и курсанты на празднике посадки деревьев

Кадет развлекается

Кадетские развлечения. Кататься на лыжах с горы



Игра на плацу кадетского корпуса

Сокольский праздник курсантов во время празднования юбилея. Свободные движения. 2 мая 1911 г

Выступление кадетов младшей роты на празднике гимнастики в мае 1913 года
Часть информации взята здесь
И. С. Жиркевич «Записки Ивана Степановича Жиркевича». 1789–1848»
А. А. Игнатьев «Пятьдесят лет службы»
Л. Л. Ивченко «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_кадетский_корпус
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадетский_корпус#%D0%9A%D0%B0%...
https://humus.livejournal.com/6056315.html
[мин] История РоссииАрмияРоссийской ИмперииДлинный пост 14Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Дорогие погоны. Как готовили офицеров до революции.