Процесс разгрузки судна в порту кажется понятным: подошли к причалу, закрепились и начали работу. Но морская логистика знает ситуации, когда этот стандартный сценарий невозможен.
Причин, по которым судно не может подойти к берегу, множество. Среди них — смена владельца груза во время рейса, ограничения порта по размерам судов, распределение товара между несколькими получателями или бюрократические барьеры со стороны местных властей. Этот список можно продолжать долго.
Однако для всех этих сложных случаев существует универсальное решение — операция STS. Речь не о популярном сайте, а о Ship-to-Ship cargo transfer, то есть передаче груза непосредственно между судами в море.
STS (Ship-to-ship cargo transfer) — это официальный термин, обозначающий перевалку грузов с одного морского судна на другое, когда они находятся рядом на стоянке или даже на ходу.
Со стороны может показаться, что и здесь всё просто: суда сблизились, закрепились друг с другом — и можно работать. Но реальность иная.
Исходя из личного опыта, могу утверждать, что STS — один из самых сложных видов грузовых операций. Несмотря на высокую скорость процесса, для экипажей обоих судов это время повышенного напряжения и концентрации. Расскажу, как это происходит, на примере танкеров, с которыми мне приходилось работать.
Этап 1: Подготовка к операции
Подготовка начинается задолго до сближения судов. Экипаж получает и детально изучает схему предстоящей швартовки. Этот план согласовывается капитанами обоих судов и ключевой фигурой — Муринг Мастером (Mooring Master).
Обратите внимание: Может ли суд убрать из городского сквера танк Т-34? Показываю на конкретном деле.
Муринг Мастер — это специалист, отвечающий за безопасное проведение всей операции. Его задача — контролировать процесс и минимизировать риски.На подготовительном этапе к судну подходит буксир, который доставляет грузовой шланг для перекачки и специальные кранцы.
Кранцы — это массивные прокладки, которые размещают между бортами судов. Их главная функция — амортизировать удары и трение, защищая корпуса от повреждений и снижая нагрузку на конструкцию.
Эти конструкции весят несколько тонн, и их нужно оперативно и надёжно закрепить, что само по себе является сложной задачей.
Этап 2: Швартовка судов друг к другу
После подготовки суда начинают сближение. Швартовка к другому судну кардинально отличается от подхода к стационарному причалу.
Оба судна находятся в движении и подвержены влиянию внешних сил: ветра, волн и течения. Эти факторы создают переменную нагрузку на швартовые тросы (концы), которые в любой момент могут не выдержать и лопнуть.
Этап 3: Проведение грузовых операций
Непосредственно перекачка груза (погрузка или выгрузка) часто идёт очень высокими темпами. Иногда настолько быстро, что судно не успевает компенсировать вес отгруженного груза балластными водами. В таких случаях операцию приходится приостанавливать, чтобы сохранить остойчивость судна.
В течение всей грузовой операции команда должна сохранять максимальную бдительность. Нештатные ситуации — не редкость. Однажды я был свидетелем, как на соседнем судне из-за сильного трения о клюз (отверстие в борту для троса) порвался швартовый конец. Экипажу пришлось в экстренном порядке изготавливать новую петлю (гашу) и заводить трос заново.
Завершение операции
По окончании перегрузки все действия выполняются в обратном порядке: суда осторожно отшвартовываются, демонтируются и сдаются кранцы, всё оборудование крепится по-походному. В среднем вся операция занимает около суток, и за это время экипаж выматывается полностью, так как, кажется, происходит всё, что только может произойти.
На этом мой рассказ завершается. Спасибо за внимание! Если материал был интересен, поставьте отметку «нравится». В других моих публикациях вы можете узнать больше о морской индустрии и жизни моряков: о современных судах, влиянии пандемии на отрасль, вопросах заработка или даже о пиратах.
Подписывайтесь и до новых встреч!
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Что делать, если судно не может зайти в порт? Как мы выгружали судно прямо в открытом море..