Эволюция почитания святых на Руси в XIV-XV веках: от княжеских культов к монастырскому возрождению

В русской исторической памяти фигура Александра Невского занимает особое место, часто затмевая таких духовных подвижников, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский. Это объясняется его двойной ролью — прежде всего князя-воина и лишь затем святого. Подобный статус выделяет его среди множества канонизированных князей и их сподвижников, чьи культы, зародившиеся в древности, до сих пор вызывают вопросы у исследователей относительно времени их формирования и подлинного распространения.

Долгое время в историографии господствовала точка зрения, что в период политической раздробленности Руси (XIII-XIV вв.) в каждом крупном городе или княжестве формировался собственный культ местночтимого святого князя: Александр Невский во Владимире, Михаил Тверской в Твери, Довмонт во Пскове и другие. Учёные связывали этот процесс с национально-освободительными настроениями в условиях монгольского ига. Однако эта стройная теория столкнулась с проблемой недостатка документальных подтверждений, особенно для первой половины XX века. Для объективной оценки масштабов почитания того или иного святого необходимы комплексные методы: анализ частоты создания новых житийных текстов и церковных гимнов, изучение записей о чудесах у мощей, отслеживание строительства посвящённых им храмов. Отсутствие таких свидетельств ставит под сомнение устойчивость многих культов. Яркий пример — Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, чьё местное почитание, судя по редким упоминаниям в прологах (житийных сборниках), угасло к XIV веку, не выдержав конкуренции.

Пантеон общерусских святых и местные почитания

К концу XIV века среди святых князей эпохи раздробленности относительно широкое признание получили лишь Михаил Черниговский и Довмонт Псковский, причём последний оставался в основном местночтимым святым. Культы более древних, «домонгольских» святых не исчезли, но широкой народной популярностью они не пользовались. Это касалось не только князей, но и немногочисленных святых из церковной среды XII-XIV веков. Фактически, роль общерусского духовного центра тяжести в это время несли на себе трое: князья-страстотерпцы Борис и Глеб, креститель Руси князь Владимир и митрополит Киевский Пётр. Именно они воспринимались как главные чудотворцы и заступники, в то время как остальные святые, упоминаемые в летописях, не претендовали на всероссийскую славу.

Крещение ростовчан святым Леонтием. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 марках» (ок. 1677 г.)

Религиозный подъём конца XIV века

Ситуация кардинально меняется на рубеже XIV-XV веков. В это время происходит своеобразное «возрождение» и выход на общерусский уровень почитания ряда древних, местночтимых святых, таких как Леонтий Ростовский, Антоний Печерский, Варлаам Хутынский и Никита Переславский. Хотя их деятельность и память о ней восходили к XII-XIII векам, именно в этот период в их честь активно строятся церкви, фиксируются многочисленные чудеса. Параллельно формируются новые, мощные культы подвижников того времени: Дмитрия Прилуцкого, Стефана Пермского и, конечно, Сергия Радонежского.

Святой Димитрий Прилуцкий с житием (икона Дионисия)

Причины духовного обновления

Чем же был вызван этот всплеск религиозной жизни? Объяснить его деятельностью одного выдающегося церковного иерарха невозможно. Конец XIV — начало XV века стали временем глубоких внутренних преобразований в русской церковной жизни. Это период переоценки многих духовных практик, связанный, в частности, со сменой Студийского церковного устава на более строгий Иерусалимский. Важными нововведениями стали поминальные синодики — книги для регулярного поминовения усопших. Менялась практика наименования монастырей, организации монашеских общин, внутреннего убранства храмов, а также само отношение церкви к «мирскому» началу.

Этот религиозный подъём лишь отчасти можно связать с политическими процессами (например, с борьбой за объединение русских земель), влияние которых на церковь стало более ощутимым позже. Главными причинами, вероятно, были внутренние импульсы: новые волны христианизации окраинных народов (как в миссии Стефана Пермского среди коми-зырян) и активное монастырское строительство в ранее неосвоенных регионах. Именно на рубеже XIV-XV веков были основаны многие монастыри, впоследствии ставшие духовными и культурными центрами России: Николо-Угрешский, Саввино-Сторожевский, Псково-Печерский и Кирилло-Белозерский. Этот «монастырский бум» не просто увеличил количество обителей, но и качественно поднял уровень духовной жизни, создав питательную среду для почитания как новых, так и древних святых.

Список литературы для интересующихся:

1. Мельник А. Г. Возникновение почитания русских святых в конце XIV - начале XV века. // ТОДРЛ. 2022. Т. 69 стр. 174-189.
2. Лосева О. В. Русские ежемесячники XI-XIV веков век. М., 2001.
3. Лосева О. В. Жития русских святых как часть древнерусских прологов XII - первой трети XV века. М., 2009.

Мой авторский блог и историческая лекция «Битвы за историю»

[мин] История России, Средневековье, Христианство, Святые, Культура, Культура, Длинный пост 1, Эмоции

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: По страницам летописей: почитание святых на Руси в XIV - XV веках.