19 июля 1937 года в Мюнхене состоялось событие, вошедшее в историю как одна из самых посещаемых и при этом самых мрачных выставок XX века. Она носила название «Дегенеративное искусство» и была организована по прямому указанию нацистской партии. Курировал проект Адольф Циглер — художник, назначенный сенатором по искусству в Императорской палате культуры. Его задачей было «очистить» немецкое искусство от всего, что партия считала порочным, упадническим и чуждым духу нации. Параллельно проводилась «Большая немецкая художественная выставка», прославлявшая официальное искусство Третьего рейха, однако именно выставка «дегенератов» стала культурным феноменом, введшим этот термин в мировой художественный лексикон.
Памятная доска на месте склада «дегенеративного искусства» на Кёпеникерштрассе в Берлине

Конфискация и распродажа шедевров
Под раздачу попали не только работы современных экспрессионистов и сюрреалистов, но и уже признанные классики, такие как Ван Гог, Поль Гоген и Огюст Ренуар. Всего из 32 немецких музеев было изъято около 20 000 произведений. Изначально их планировалось уничтожить, и для этого собрание перевезли в бывшее берлинское зернохранилище. Однако вскоре у руководства рейха возникла иная идея. Вместо того чтобы просто сжигать эти работы, на них можно было заработать. Первая партия из 4500 произведений была отправлена в Швейцарию и продана там практически за бесценок. Как отмечал Адольф Гитлер, он был бы рад, если бы на смену Пикассо пришли Дюрер и Рембрандт.
Адольф Гитлер на выставке дегенеративного искусства, 1937 год.

Выставка как инструмент пропаганды
Часть конфискованных работ была отобрана для показа широкой публике. Целью выставки было продемонстрировать «упадок» искусства, которое, по мнению нацистов, оскорбляло религию, немецких солдат, женщин и крестьян, а часто и создавалось художниками-евреями. Выставка открылась в здании Археологического института в Мюнхене. Бесплатный вход привлек огромное количество посетителей — люди шли, чтобы увидеть то, что власти объявили позорным. Экспозиция работала до 30 ноября 1937 года, а затем отправилась в турне по другим городам Германии, которое продлилось почти четыре года. Среди посетителей были как те, кто приходил посмеяться или возмутиться, так и те, кто понимал, что перед ними — шедевры, которые вскоре могут исчезнуть навсегда.
Перед входом в мюнхенскую выставку «Дегенеративное искусство», 1937 г

Судьба конфискованных произведений
За время турне выставку посетили более 3 миллионов человек. После этого судьба произведений сложилась по-разному: часть была уничтожена, часть продана за границу или немецким частным коллекционерам по бросовым ценам. Одним из таких покупателей стал бельгийский художник Жак Ош, чья трагическая судьба тесно переплелась с историей того времени. Ниже представлены некоторые из картин, которые были отобраны комиссией Адольфа Циглера для участия в этой печально известной выставке.
«Семь смертных грехов», Отто Дикс (1933 г.)

«Метрополис», Георг Гросс (1917г.)

«Вокруг рыбы», Пауль Клее (1926 г.)

«Несколько кругов», Василий Кандинский (1926г.)

«Нюхательный табак», Марк Шагал (1912 г.)

«Акробат и юный арлекин», Пабло Пикассо (1905 г.)

С вами был Бородатый Горец. Больше материалов об интересных фактах и событиях мировой истории вы найдете в нашей группе «Бородатый Бард» ВКонтакте.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Выставка"дегенеративного искусства" в Мюнхене, или Как Германия лишилась своих шедевров за копейки.