Подвиг брига «Арис»: как один корабль прорвался через целую армаду

История морских сражений знает немало примеров невероятного героизма. Всем известен подвиг русского брига «Меркурий», который в 1829 году вышел победителем из схватки с двумя превосходящими его турецкими линкорами. Этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Айвазовского. Однако за восемь лет до этого, в 1821 году, в схожей ситуации оказался греческий бриг «Арис», чей прорыв через турецко-египетский флот стал легендой.

Бриг «Арис» изначально был построен в 1807 году в Венеции как торговое судно. С началом Греческой революции его владелец, Анастасиос Цамадос, вооружил корабль 16 пушками и вступил в борьбу за независимость. Судно участвовало во многих стычках, но настоящую славу снискало 8 мая 1825 года в ходе так называемой «Вылазки Ариса».

Модель брига "Арис»

Безнадежное положение и отчаянное решение

Ситуация сложилась критическая. Греческий гарнизон на острове Сфактерия, контролировавший вход в бухту Наварино, оказался в осаде. Египетские войска Ибрагим-паши, поддерживаемые османским флотом, начали штурм. Шесть греческих бригов, включая «Арис», стояли на якоре у острова. Когда появился вражеский флот, большинство капитанов были на берегу. Несколько кораблей успели отплыть и уйти, но «Арис» задержался, ожидая своего капитана, который погиб. Казалось, судьба корабля предрешена.

Прорыв сквозь строй

Командование на себя взяли два человека: капитан Николаос Вотсис и командующий крепостью Димитриос Сахтурис. Их выбор был невероятно смелым — вместо сдачи они решили прорываться через всю вражескую армаду, блокировавшую выход из бухты. Отправив в безопасное место находившегося на борту министра, экипаж приготовился к бою. Под пение священника и с иконой на руках моряки простились друг с другом, готовые к гибели.

Обратите внимание: 60TP Lewandowskiego против Е-100: рассказываю и показываю какой танк мощнее и актуальнее в 2021 году.

«Арис» двинулся навстречу врагу. Первыми его атаковали два фрегата и два корвета, но после ожесточенной перестрелки бригу удалось от них оторваться. Затем ветер стих, и почти неподвижный «Арис» оказался окружен пятью турецкими бригами. Несмотря на это, греческий корабль вел непрерывный огонь из всех орудий, нанося противнику серьезный урон. Наблюдавшие за боем с берега и с других кораблей были поражены стойкостью экипажа.

Проход «Ариса» через турецко-египетскую эскадру

Кульминация боя и спасение

В разгар боя один турецкий бриг был уничтожен прямым попаданием, у другого снесло мачту, а остальные, получив повреждения, отступили. Однако передышка была недолгой — на «Арис» пошли на абордаж два крупных фрегата. Положение стало безнадежным. Капитан Вотсис отдал приказ подготовить корабль к взрыву, чтобы не сдаваться врагу. Когда нос одного из фрегатов уже навис над палубой «Ариса», Вотсис крикнул своим матросам о готовности взлететь на воздух. Эти слова, переведенные находившимися на турецком корабле греками, заставили противника отступить. В этот же момент меткий выстрел с «Ариса» повредил фрегат, выведя его из боя.

С поврежденным рулем, но не сломленным духом, «Арис» продолжил свой путь, ведя огонь по десяткам окружавших его вражеских кораблей. К вечеру, воспользовавшись сгустившимся дымом и наступившим штилем, израненный бриг сумел вырваться из окружения. Потери экипажа были удивительно малы: двое убитых и шестеро раненых.

Последующая судьба легендарного корабля

После окончания войны за независимость «Арис» был выкуплен греческим правительством, переименован в «Афину» и вошел в состав нового флота. Позже ему вернули историческое имя, и он долгие годы служил учебным судном для военно-морской академии. К сожалению, в 1921 году, в столетнюю годовщину революции, корабль был торжественно, но спорно затоплен у Саламина из-за высоких затрат на содержание. Сегодня в Национальном историческом музее Афин хранится лишь носовая часть этого легендарного брига — немой свидетель беспримерного мужества его экипажа.

Посмотреть каталог всех кораблей

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Сарай» против «Стального гроба».