Капитан Ефим Лозовский: как военный корреспондент снимал войну изнутри танка

Профессия военного корреспондента в годы Великой Отечественной войны была одной из самых опасных. Статистика тех лет безжалостна: каждый пятый из них погиб, а каждый второй был ранен. Среди этих смелых людей особое место занимает капитан Ефим Давидович Лозовский, чей уникальный подход к съемке боевых действий не имеет аналогов. Он стал единственным оператором, который вел съемку, находясь непосредственно в атакующем танке, а не наблюдая за сражением со стороны. В современном мире, где любой смартфон позволяет вести прямые трансляции, трудно представить, насколько революционной для своего времени была его работа.

Ефим Давидович Лозовский в центре. Источник изображения: https://csdfmuseum.ru/articles/1190-war-with-the-armed-eye

Путь к фронту: от особых частей до кинооператора

Ефим Лозовский родился в 1904 году. Его военная карьера началась необычно — он служил в особых частях Красной Армии, которые в послереволюционные годы часто привлекались для сложных задач, таких как подавление крестьянских волнений. Позже, проявив себя как активный общественный деятель, он стал секретарем комсомольской организации. Именно тогда он совершил смелый поступок, пригласив выступить Льва Троцкого, что впоследствии едва не стоило ему жизни. Параллельно с общественной работой Лозовский увлекся кинематографом, работая оператором на «Воентехфильме», где снимал учебные материалы.

Техническая смекалка и заветная мечта

Лозовский всегда был страстным поклонником техники. Его интересовало всё: от танков и самолетов до фотоаппаратов и радиоаппаратуры. Он не просто увлекался, а стремился досконально изучить каждый механизм. Эта техническая подкованность и смекалка в полной мере проявились на фронте, куда он, наконец, смог попасть добровольцем в марте 1942 года после реабилитации.

Его главной мечтой было снять танковый бой «изнутри», с позиции экипажа. Понимая, что просто так с камерой в боевую машину его не пустят, Лозовский разработал уникальное приспособление — бронированный ящик для кинокамеры, который можно было закрепить на корпусе танка и управлять им изнутри. Реализовать эту смелую идею помогла личная поддержка командующего армией Константина Рокоссовского, который не только заинтересовался проектом, но и выделил для него танк Т-34.

Ефим Давидович Лозовский. Источник изображения: https://csdfmuseum.ru/articles/1190-war-with-the-armed-eye

Боевое крещение уникального кинотанка

После месяца испытаний, в ходе которых определялось оптимальное положение камеры (им стала правая сторона башни), модифицированный Т-34 был готов к бою. Его первый выезд на фронт состоялся в июле 1943 года на Курской дуге. Танк Лозовского находился в первых рядах атакующих советских машин. Во время атаки капитан занял место стрелка-радиста, вел огонь из пулемета, а при сближении с вражескими позициями включил свою камеру.

Именно тогда были сделаны уникальные для того времени кадры: прямое попадание советского снаряда в немецкое орудие, а затем наезд на него.

Обратите внимание: Военный корабль сша протаранил танкер. Американцы, Вы что творите?.

Эти съемки были прерваны лишь потому, что закончилась пленка. Под огнем Лозовский вынужден был остановить танк, чтобы перезарядить камеру, после чего машина вновь ринулась в бой.

Ефим Давидович Лозовский. Источник изображения: https://www.museikino.ru/glossary/

Ранение, спасение и спасенные кадры

Вскоре после возобновления съемок танк Лозовского был подбит. От мощного удара погибли командир и заряжающий. Едкий дым заполнил боевое отделение. Раненому Лозовскому вместе с механиком-водителем чудом удалось выбраться из горящей машины и отползти к воронке. Осознав, что ценнейшая кассета с уникальными кадрами потеряна, он, превозмогая боль от 27 осколочных ранений, пополз на их поиски. В полубессознательном состоянии он не смог найти пленку самостоятельно, но позже ее обнаружили и спасли советские солдаты, подобравшие истекающего кровью оператора.

Жизнь после ранения и наследие

После четырех месяцев лечения Лозовский вернулся на фронт, в Тацинский танковый корпус, где продолжил свою опасную работу, пользуясь поддержкой командования. Его объектив запечатлел не только ход боев, но и человеческие истории. Одной из самых пронзительных стала хроника подвига танкистки Марии Октябрьской, потерявшей мужа и ушедшей на фронт мстить. Лозовский снимал ее боевой путь до последних дней, а после ее гибели получил танк с именем «Боевая подруга», на котором и закончил войну.

Ефим Давидович Лозовский после войны. Источник изображения: https://csdfmuseum.ru/names/332-efim-lozovsky

За свои подвиги капитан Ефим Лозовский был награжден тремя боевыми орденами. После войны он продолжил работу кинооператора, оставив после себя бесценную хронику, и умер в 1975 году.

Уважаемые читатели, буду очень благодарен за "лайки" и/или комментарии. Это очень помогает продвижению статьи в ленте, поэтому прошу вашей поддержки, что не сложно. Спасибо Вам и всего самого наилучшего, мирного неба над головой!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Капитан РККА, военный корреспондент, убедил командование выделить ему танк для съемок.