История создания первых советских танков: от трофейного «Рено» до Т-18

Первенец советского танкостроения

История отечественного танкостроения началась с копирования трофейной техники. Первым серийным танком, произведённым в СССР, стал так называемый «Танк М», также известный как «Красное Сормово» или «Рено-Русский». За основу был взят французский лёгкий танк «Рено FT-17», несколько экземпляров которого Красная армия захватила в ходе Гражданской войны в 1919 году. Для легализации производства и получения технической документации советское правительство закупило во Франции официальную лицензию и необходимое оборудование.

Испытание для «Красного Сормова»

Трофейный «Рено» в плачевном состоянии был передан нижегородскому заводу «Красное Сормово». Перед коллективом поставили амбициозную задачу: наладить серийный выпуск и изготовить первую партию из 15 машин к концу 1920 года. Как вспоминал потомственный рабочий и участник проекта Иван Волков, полученная машина больше походила на груду металлолома — на ней отсутствовали двигатель, трансмиссия и множество других ключевых узлов. Инженерам предстояло совершить почти невозможное: по одному образцу восстановить полный комплект чертежей. Работу возглавили конструкторы Н. И. Хрулёв и П. И. Салтанов. К ним присоединились специалисты с Ижорского завода из Петрограда, а также рабочие московского завода «АМО», создавая, по сути, первую межзаводскую кооперацию в советской оборонке.

Несмотря на колоссальные трудности, вызванные разрухой после Гражданской войны, завод справился с задачей. Первый собранный танк сошёл с конвейера в августе 1920 года, а вскоре были готовы и остальные 14 машин. Однако тяжёлое экономическое положение страны не позволило развернуть полноценное производство, и программа была свёрнута. Тем не менее, этот опыт стал бесценным. Последующие экспериментальные модели, такие как Т-16 и Т-17, унаследовали в своём цифровом индексе «17» от своего французского прародителя — «Рено FT-17».

Новая программа и поиск идеального танка

К вопросу танкостроения вернулись лишь в 1926 году с принятием первой трёхлетней программы развития бронетанковых войск. План предусматривал формирование танковых батальонов и учебных рот, для чего требовалось выпустить не менее 112 пехотных танков и столько же танкеток. На специальном совещании командования РККА и промышленников трофейный FT-17 и его советская копия были подвергнуты жёсткой критике. Машины сочли слишком тяжёлыми, тихоходными и слабо вооружёнными. Кроме того, стоимость «Танка М» в 36 тысяч рублей делала выполнение программы нереальным, так как бюджет всей трёхлетки составлял всего 5 миллионов, а расчётная стоимость одного нового танка не должна была превышать 18 тысяч.

От Т-16 к легендарному Т-18 (МС-1)

Работа над созданием более современного отечественного танка началась ещё в 1924 году. Комиссия по танкостроению сформулировала тактико-технические требования к будущему танку сопровождения пехоты. Параллельно для изучения мирового опыта инженеры исследовали трофейные иностранные машины. Наибольший интерес вызвал итальянский лёгкий танк «Фиат 3000», который сам был глубокой модернизацией того же «Рено FT-17». Один повреждённый экземпляр, вероятно, доставшийся Красной армии в советско-польской войне, стал наглядным пособием для конструкторов.

На основе этих наработок Танковое бюро создало проект танка Т-16. После обсуждения в штабе РККА требования были скорректированы: допустимую массу увеличили до 5 тонн, чтобы разместить более мощный двигатель и комбинированное вооружение (пушку и пулемёт). Для ускорения работ изготовление первого прототипа поручили ленинградскому заводу «Большевик», обладавшему лучшим оборудованием.

Первый прототип Т-16 был готов к марту 1927 года. Новая машина, сохранив общую концепцию «Рено», благодаря более рациональной компоновке получилась короче, легче, подвижнее и, что критически важно, значительно дешевле своего предшественника. Однако испытания выявили ряд серьёзных недостатков, в основном в двигателе и ходовой части. Учётя эти замечания, конструкторы к маю того же года подготовили второй, доработанный прототип, получивший индекс Т-18.

Государственные испытания, проведённые в июне 1927 года, прошли успешно. 6 июля того же года танк был официально принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии под обозначениями «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (сокращённо МС-1) или Т-18. Эта машина стала первым массовым танком советской разработки, заложившим фундамент для будущей мощи отечественных бронетанковых войск.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: История создания..