Начало 1941 г. для руководства завода № 183 выдалось непростым. В первой половине января стали известны результаты ревизии производственно-финансовой деятельности завода № 183 в 1940 г., проводившейся Народным комиссариатом государственного контроля СССР (далее – НКГК) и выявившей многочисленные нарушения технологической и финансовой дисциплины.
По итогам проведенной ревизии народным комиссаром государственного контроля СССР Л.З. Мехлисом 28 декабря 1940 г. был издан приказ № 189с, согласно которому на директора и главного инженера завода № 183 были наложены дисциплинарные взыскания, а лица, непосредственно виновные в финансовых злоупотреблениях привлечены к судебной ответственности:
«1. Директору завода № 183 Наркомсредмаша МАКСАРЕВУ Ю.Е. за срыв выполнения плана производства и поставки танков Т-34 и допущение антигосударственной практики в расходовании денежных средств и материальных ценностей – ОБЪЯВЛЯЮ СТРОГИЙ ВЫГОВОР.
2. Главному Инженеру завода № 183 Наркомсредмашу МАХОНИНУ С.Н. за допущение срыва подготовки производства танков Т-34 и нарушения технологии производства этих танков – ОБЪЯВЛЯЮ СТРОГИЙ ВЫГОВОР.
Предупреждаю МАКСАРЕВА Ю.Е. и МАХОНИНА С.Н., что они будут отстранены от занимаемой должности и привлечены к судебной ответственности, если не примут мер к выполнению плана поставки танков Т-34, наведению порядка в технологическом процессе производства этих танков и прекращению антигосударственной практики в расходовании денежных средств и материальных ценностей.
3. Главного бухгалтера завода № 183 Наркомсредмаша КАЧКОВА А.С. за допущение нарушений финансовой дисциплины и произвол в расходовании государственных средств – ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ОТСТРАНЯЮ и ПРИВЛЕКАЮ К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
4. Зам. директора завода № 183 Наркомсредмаша ШУЛЬМАНА И.М. за разбазаривание материальных ценностей и нарушение финансовой дисциплины – ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ОТСТРАНЯЮ и ПРИВЛЕКАЮ К СУДЕБНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ».
[РГАЭ. Ф. 8115. Оп. 8. Д. 77. Л. 49 – 50]
Реакция со стороны НКСМ, в чьем ведении находился завод № 183, не заставила себя долго ждать – 11 января 1941 г. народным комиссаром среднего машиностроения В.А. Малышевым был подписан приказ № 17с, определявший комплекс мероприятий по обеспечению выполнения графика выпуска танков Т-34 и укреплению технологической и финансовой дисциплины на заводе № 183. В первом пункте этого приказа В.А. Малышев потребовал от начальника Главспецмаша НКСМ А.А. Горегляда и директора завода № 183 Ю.Е. Максарева «обеспечить безусловное выполнение утвержденного плана по выпуску танков Т-34 на 1941 г. и в частности января месяца». Согласно проекту постановления Комитета обороны при СНК СССР, в 1941 г. завод № 183 должен был изготовить и сдать заказчику 1600 танков Т-34, причем 100 из них – в январе. Однако следует подчеркнуть, что эти цифры были ориентировочными, так как на момент подписания приказа № 17с проект постановления и план заказов по автобронетанковому вооружению на 1941 г. еще не были утверждены Комитетом обороны, и договор между заводом № 183 и ГАБТУ КА на поставку танков Т-34 также не был заключен.
Не простую обстановку, сложившуюся в начале января 1941 г. на заводе № 183, усугублял и отказ военной приемки ГАБТУ КА принимать танки Т-34 с увеличенным люфтом башни (5 мм вместо допустимых по техническим условиям 3 мм) и наличием надрывов на кромках броневых деталей корпуса и башни в местах их сварки. По состоянию на 10 января 1941 г. на заводе № 183 имелось 115 полностью укомплектованных, но окончательно не принятых заказчиком танков Т-34 с такими дефектами.
Для окончательного решения вопроса о приемке этих машин 10 января 1941 г. в Москве у народного комиссара среднего машиностроения В.А. Малышева состоялось совещание, список участников которого был весьма внушителен. От Народного комиссариата среднего машиностроения, кроме В.А. Малышева на совещании присутствовали его заместитель А.А. Горегляд и инженер Военного отдела НКСМ М.С. Разумов, а также представители Главспецмаша НКСМ – главный инженер Г.С. Хламов, начальник технического отдела И.П. Терехин и ведущий инженер по заводу № 183 Н.И. Масальская.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
Делегацию от завода № 183 возглавлял директор завода Ю.Е. Максарев, вместе с ним из Харькова на совещание приехали исполняющий обязанности главного конструктора завода А.А. Морозов, начальник КБ-520 Н.А. Кучеренко и конструктор М.И. Таршинов. От Народного комиссариата судостроительной промышленности на совещании присутствовал главный инженер 3-го ГУ А.А. Хабахпашев, от Мариупольского завода им. Ильича – главный инженер В.С. Ниценко. От ГАБТУ КА – начальник управления генерал-лейтенант танковых войск Я.Н. Федоренко, его заместитель – генерал-майор технических войск И.А. Лебедев, начальник БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга Б.М. Коробков, начальник 3-го отдела БТУ ГАБТУ КА военинженер 1 ранга С.А. Афонин, районный инженер завода № 183 военинженер 2 ранга Д.М. Козырев и ведущий инженер БТУ ГАБТУ КА по танку Т-34 подполковник И.Г. Панов.На совещании было заслушано выступление директора завода № 183 Ю.Е. Максарев по вопросам: «о корпусах и башнях, имеющих надрывы на кромках броневых листов у сварных швов» и «о суммарном люфте башни по погону». По первому вопросу в постановлении, принятом участниками совещания и зафиксированном в протоколе, было указано следующее:
«1. Разрешить заводу 183 отгрузить принятые Военпредом в соответствии с техническими условиями на машину Т-34 (раздел «А», подраздел II, пункт 2) и оформленные заводом и Военпредом паспортами изготовленные корпуса и машины, имеющие надрывы.2. В целях дальнейшего улучшения качества машин и ужесточения технических условий на машину Т-34:Раздел «А», подраздел II, пункт 2, технические условия на 1940 г. о трещинах на спецдеталях машин, отменить.Установить, что трещины на спецдеталях корпуса и башни не допускаются.Считать возможным приемку на заводе № 183 и СТЗ машин Т-34:
а) с 25 января до 15 февраля 1941 г. корпуса и башни, имеющие надрывы длиной не более 30 мм, общим количеством не более 10 шт. и не более 2-х надрывов на одной и той же детали;
б) с 15 февраля до 1 мая машины, имеющие на бронедеталях не более 2 – 3 надрывов длиною не более 30 мм;
в) после 1-го мая 1941 г. выпуск танков Т-34 с надрывами не допускается, и в каждом случае наличия надрывов, вопрос о приемке машин решается НКСМ и ГАБТУ КА по представлению Военпреда и Директора завода».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 47 – 48]
Причем в примечании к данному решению было отмечено, что до 1 мая 1941 г. в случае превышения количества и размера надрывов сверх установленных норм, вопрос о приемке таких машин в каждом отдельном случае должен решаться НКСМ совместно с ГАБТУ КА, по представлению военного представителя и директора завода № 183.
В целях повышения качества изготовляемых корпусов и башен танков Т-34 народным комиссариатом среднего машиностроения 2 января 1941 г. был издан приказ № 1с, согласно которому на заводе № 183 сварку броневых деталей корпуса и башни, наиболее подверженных образованию надрывов, следовало производить только аустенитовыми электродами марки «25-12» (25СХНА). Применение этих дорогостоящих и дефицитных электродов делало сварные соединения более прочными и снижало склонность броневой стали к образованию надрывов в зонах термического влияния сварки.
Для выяснения влияния надрывов на снарядостойкость и общую прочность корпусов и башен, участниками совещания было признано необходимым не позднее 15 февраля 1941 г. провести испытания обстрелом двух корпусов и башен танка Т-34, имевших наибольшее количество надрывов. Кроме этого, ГАБТУ КА совместно с заводом № 183 было поручено установить тщательное наблюдение
«за поведением надрывов в бронедеталях танков, находящихся в эксплоатации».
По второму вопросу, касавшемуся суммарного люфта башни, на совещании было принято следующее решение:
«1. Считать возможным принять и отгрузить заводу № 183 собранные танки, башни и поворотные механизмы до 500 номера с общим суммарным люфтом башни по погону, замеренным на внешней образующей башни по отклонению вправо и влево до 5,5 мм.2. Обязать Директора завода тов. МАКСАРЕВА:а) путем подбора деталей поворотного механизма и более тщательной укладки погонного кольца обеспечить выпуск танков Т-34 с 500 номера с максимальным суммарным люфтом не более 4-х мм;
б) немедленно приступить к разработке конструкции поворотного механизма и погона башни, обеспечивающей с № 1000 танка Т-34 суммарный люфт не более 3-х мм;
в) изготовить к 1 марта 1941 г. опытный образец танка Т-34 с улучшенными погонным и поворотным механизмами, обеспечивающими максимальную величину люфта до 3 мм».
[ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 41. Л. 48 – 49]
Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-10-nachalo-rabot-po-maloj-modernizatsii-tanka-t-34/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 10. Начало работ по малой модернизации танка т-34. Часть 1.