Сложный старт 1941 года: проверки, дефекты и первые шаги к модернизации Т-34 на заводе №183

Начало 1941 года стало для коллектива харьковского завода № 183, выпускавшего танки Т-34, периодом серьезных испытаний и повышенного внимания со стороны высшего руководства страны. В январе стали известны итоги масштабной ревизии, проведенной Народным комиссариатом государственного контроля СССР (НКГК) по итогам работы предприятия в 1940 году. Проверка вскрыла многочисленные нарушения как в технологическом процессе, так и в финансовой дисциплине.

Реакция последовала незамедлительно. 28 декабря 1940 года народный комиссар госконтроля Л.З. Мехлис подписал суровый приказ № 189с. Директору завода Ю.Е. Максареву и главному инженеру С.Н. Махонину был объявлен строгий выговор за срыв планов выпуска «тридцатьчетверок» и нарушения. Более того, их предупредили об отстранении и уголовной ответственности в случае неисправления ситуации. Главный бухгалтер А.С. Качков и заместитель директора И.М. Шульман были немедленно отстранены от должностей и привлечены к суду за финансовые злоупотребления.

Давление сверху и производственные проблемы

Наркомат среднего машиностроения (НКСМ), в ведении которого находился завод, также принял жесткие меры. 11 января 1941 года нарком В.А. Малышев издал приказ № 17с, требовавший от руководства завода немедленно обеспечить выполнение графика выпуска танков. План на год был амбициозным — 1600 машин, из которых 100 нужно было сдать уже в январе. Однако ситуацию осложнял не только административный прессинг, но и технические проблемы.

Военная приемка Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) отказывалась принимать готовые танки из-за двух ключевых дефектов: чрезмерного люфта башни (5 мм вместо допустимых 3 мм) и наличия надрывов брони по сварным швам. К 10 января на заводе скопилось 115 полностью собранных, но не принятых боевых машин.

Совещание у наркома: поиск компромисса

Для решения кризиса 10 января в Москве у наркома Малышева собралось экстренное совещание с участием высших чинов НКСМ, ГАБТУ КА, руководства завода № 183 и смежных предприятий. Обсуждались судьба бракованных танков и меры по исправлению ситуации.

По вопросу надрывов брони был найден временный компромисс. Было разрешено отгрузить уже принятые машины, но установлен жесткий график ужесточения требований: до 15 февраля допускались незначительные дефекты, а после 1 мая 1941 года выпуск танков с любыми надрывами полностью запрещался. Для повышения качества сварки НКСМ обязал завод использовать более прочные и дорогие аустенитовые электроды.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Первые шаги к модернизации: борьба с люфтом башни

Второй ключевой вопрос — люфт башни — стал отправной точкой для работ по модернизации Т-34. Совещание постановило:
1. Принять танки с номерами до 500 с увеличенным люфтом (до 5,5 мм).
2. Обязать завод с 500-го номера обеспечить люфт не более 4 мм.
3. Немедленно начать разработку новой конструкции погона и поворотного механизма, чтобы с 1000-го танка люфт не превышал 3 мм.
4. К 1 марта 1941 года изготовить опытный образец с улучшенными механизмами.

Это решение фактически стало началом программы малой модернизации Т-34, направленной на устранение выявленных в ходе эксплуатации конструктивных недостатков и повышение надежности машины.

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-10-nachalo-rabot-po-maloj-modernizatsii-tanka-t-34/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 10. Начало работ по малой модернизации танка т-34. Часть 1.