Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 8. Всё внимание на улучшение качества танков. Часть 1

Осенью 1940 г., когда отечественная промышленность только приступила к освоению массового выпуска новых танков Т-34, Т-40 и КВ, руководство ГАБТУ КА пришло к выводу о необходимости повышения боевых и эксплуатационных качеств этих машин. Такой вывод был сделан на основании результатов проведенных испытаний, а также опыта эксплуатации танков в Красной Армии. Немалую роль в этом вопросе также сыграло и изучения иностранных образцов бронетанкового вооружения.

В сентябре 1940 г. в ГАБТУ КА был подготовлен перечень предложений по улучшению конструкции танков Т-40, Т-34 и КВ, состоявший из 26 пунктов, а также разработаны предложения по пересмотру тактико-технических требований к проектируемому в Ленинграде новому легкому танку сопровождения пехоты, в дальнейшем получившему индекс Т-50.

Предложения по улучшению конструкции новых танков были отправлены народному комиссару среднего машиностроения И.А. Лихачеву 25 сентября 1940 г. письмом № 76444сс. В этом письме начальник ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко просил И.А. Лихачева дать распоряжения соответствующим заводам о «срочной проработке нижепоименованных предложений и об установлении сроков введения их на каждый из указанных танков». Основные улучшения конструкции танка Т-34 сводились к установке командирской башенки с круговым обзором, замене бортовых фрикционов на планетарные механизмы поворота танка и пружинной подвески на торсионную. В дополнение к этому экипаж танка Т-34 предлагалось увеличить до 5 человек, освободив командира танка от обязанностей наводчика.

Предложения по повышению боевых и эксплуатационных качеств новых танков также были отправлены и на рассмотрение народному комиссару обороны СССР С.К. Тимошенко. После изучения представленных материалов, 9 октября 1940 г. заместитель народного комиссара обороны СССР Г.И. Кулик обратился к руководству НКСМ с просьбой о проведении предложенных ГАБТУ КА работ по улучшению конструкции танков, в том числе и танка Т-34. В ответ на это, 19 октября 1940 г. заместитель наркома среднего машиностроения А.А. Горегляд в письме № 10/8689 сообщил Г.И. Кулику, что указанные работы в текущем году не предусмотрены, но уже включены или будут включены в план научно-исследовательских и опытных работ НКСМ на 1941 г.

Учитывая важность и срочность вопроса повышения боевых качеств новых танков, народный комиссар обороны СССР С.К. Тимошенко 6 ноября 1940 г. направил председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову письмо № 17800сс следующего содержания:

«Проведенные опытные учения танковых и механизированных частей и соединений показали, что вопросы управления танковыми подразделениями крайне затруднительны. После первого же этапа боя нарушается взаимодействие и связь отдельных танков и танковых подразделений.
Результаты длительных пробегов и испытаний танков, а также изучение образцов иностранной танковой техники показывают, что в тактико-технические требования по нашим танкам СП, Т-34 и КВ необходимо внести соответствующие дополнения.
Танковому командиру, начиная от отдельного танка и выше необходимо дать возможность полного и постоянного наблюдения за полем боя, за обстановкой и за подчиненными ему танками, освободив его окончательно от дополнительной обязанности артиллериста или заряжающего.
В настоящее время смотровые приборы и средства обзорности для командира ограничены и вызывают крайнюю необходимость увеличения круговой видимости и обзорности для каждого отдельного танка.
В целях повышения боевых качеств танков СП, Т-34 и КВ необходимо внести следующие дополнения в тактико-технические требования:
1. Установить на башнях танков СП, Т-34 и КВ специальные командирские смотровые башенки с круговым обзором.
2. Пересмотреть численный состав экипажей.
3. Уточнить вооружение и боекомплект.
4. Для внешней связи потребовать установку рации КРСТБ, меньшую по габаритам, чем 71-ТК-3 и проще в настройке.
5. Для внутренней связи потребовать применение ларингофонов взамен громоздких микрофонов;
6. Смотровые приборы водителя и радиста заменить на более совершенные. Водителю кроме того установить оптический смотровой прибор.
7. Потребовать гарантийный срок работы танка не менее 600 часов до капитального ремонта.
8. Подвеску танка Т-34 переделать на индивидуальную, торсионную, что позволит получить дополнительный объем внутри танка, занятый для ограждения пружин подвески.
9. В первой половине 1941 г. заводы должны разработать и подготовить к серийному выпуску планетарную трансмиссию для танков СП, Т-34 и КВ. Это позволит увеличить средние скорости танков и облегчить управление.
Представляю проект постановления КО. Прошу утвердить».
[РГВА. Ф.4. Оп.14. Д. 2892. Л.76 – 77]

В приложенном к письму проекте постановления «О дополнениях в тактико-технические требования по танкам СП, Т-34 и КВ», относительно танка Т-34 предусматривалось следующее:

  • увеличение экипажа до пяти человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) должны были располагаться в боевом отделении;
    расширение башни и установка на ее крыше командирской башенки с круговым обзором;
    увеличение боекомплекта и установка боеукладки, позволяющей производить 6 – 8 прицельных выстрелов в минуту при движении танка;
    замена пружинной подвески на торсионную;
    установка более совершенных смотровых приборов;
    оснащение танка более совершенными средствами внешней и внутренней связи.

Также в проекте постановления был перечислен ряд менее существенных доработок конструкции танка Т-34, повышавших его боевые и эксплуатационные качества. При этом на реализацию всех изменений и улучшений, согласно этому документу, промышленности отводилось менее двух месяцев.

Таким образом, конструкция танка Т-34, освоение крупносерийного производства которого только налаживалось на заводе № 183 и СТЗ, должна была подвернуться значительным изменениям. Необходимость этих изменений подтверждалась и промежуточными результатами длительного пробега трех серийных танков Т-34 по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Киев – Харьков, о котором было рассказано в предыдущей главе.

Следует отметить, что требования об увеличении экипажа танка Т-34 и об установке командирской башенки были выдвинуты ГАБТУ КА после детального изучения конструкции немецкого среднего танка Т-III. Один образец этого танка был куплен в Германии, и летом 1940 г. испытан на НИ полигоне в Кубинке. Там же с «иностранным гостем» были ознакомлены представители Комитета обороны при СНК СССР, Генерального Штаба, ГАБТУ КА, ВАММ, и народных комиссариатов среднего и тяжелого машиностроения, а также ведущие конструкторы заводов № 183, 174, СТЗ и Кировского. По итогам проведенных испытаний танка Т-III специалистами ГАБТУ КА был сделан следующий вывод:

«По своей бронезащите и вооружению, танк Т-3 уступает нашим аналогичным средним танкам Т-34 и СП, не говоря уже о «КВ», но превосходит наши танки по культуре оформления агрегатов, по сроку их службы, по оборудованию танка, а также по удобству работы экипажа». [РГВА. Ф. 31811. Оп. 2.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Д. 1059. Л. 148]Купленный в Германии танк Т-III на НИ полигоне в Кубинке, лето 1940 г.

После завершения испытаний в Кубинке танк Т-III длительное время находился на предприятиях промышленности, где его устройство детально изучали конструкторы танковых заводов в целях использования полученных данных при проектировании новых боевых машин.

Представленный в Комитет обороны проект постановления «О дополнениях в тактико-технические требования по танкам СП, Т-34 и КВ» в процессе согласования со всеми заинтересованными сторонами (НКО, НКСМ, НКТМ) был существенно переработан. В целях обеспечения более «легкого» перехода на производство модернизированной «тридцатьчетверки» было принято решение произвести расширение башни танка без увеличения диаметра ее шариковой опоры («погона»), при этом численность экипажа оставалась прежней – 4 человека. Кроме этого было решено отказаться от установки на танке Т-34 торсионной подвески и рассмотреть этот вопрос в будущем. Народные комиссариаты обороны и среднего машиностроения в проекте постановления обязывались к 1 января 1941 г. представить свои предложения по этому вопросу. В итоге, на состоявшемся 19 ноября 1940 г. в Кремле заседании Комитета обороны при СНК СССР было принято Постановление № 428сс «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». Ниже приведем выписки из этого документа, непосредственно касающиеся танка Т-34:

«По танку Т-34 в дополнение к тактико-техническим требованиям, утвержденным постановлениями КО при СНК СССР от 27.2.39 г. за № 45сс и от 19.12.39 г. за № 443сс, внести следующие дополнения и изменения:1. Полный боевой вес для танка Т-34 установить не более 26 тонн.
2. На вооружение танка Т-34 утвердить 76 мм. пушку Л-11, спаренную с пулеметом ДТ в башне танка, второй пулемет ДТ – радисту и один пулемет-пистолет (ППД) в башне для стрельбы из люков.
С 1 января 1941 г. танк Т-34 вооружать 76 мм. пушкой Ф-34.
3. Боекомплект для танка Т-34 установить:
Снарядов для 76 мм. пушки не менее 100 шт.
Патронов к ДТ не менее 4.500 шт.
Патронов к ППД не менее 500 шт.
Ручных гранат не менее 25 шт.
4. Бронирование – толщину брони и угла наклона установить:
а) щиток водителя 45 мм. при угле наклона – 30°
б) лобовой лист 45 мм. при угле наклона – 57°
в) бортовой вертикальный лист 45 мм при угле наклона – 0°
г) бортовой наклонный лист 40 мм. при угле наклона – 40°
д) кормовой наклонный лист и нижний лист 40 мм при угле наклона – 45–47°
е) днище в передней части – 20 мм. в задней части – 16 мм.
ж) крыша боевого отделения – 20 мм. моторного – 16 мм.
з) борт башни 45 мм. при угле наклона – 30°
и) дно ниши башни – 20 мм.
к) крыша башни – 20 мм.
Бронировка артсистемы и бортовой передачи должна быть равнопрочной всему корпусу.
5. На танк Т-34 устанавливать двигатель дизель В-2-К 600 л.с.
Система охлаждения, смазки и питания горючим должны обеспечить нормальную работу дизеля в течение 10 – 12 часов безостановочного движения танка при любых режимах работы дизеля и при температурах наружного воздуха от –40° до +40°С.
Воздухоочиститель должен гарантировать очистку воздуха не менее чем на 95 % в течение 10 – 12-ти часов работы в условиях запыленности без промывки.
Запуск дизеля производить от электростартера и электроинерционного стартера с ручной раскруткой или от электростартера и воздухопуска без выхода экипажа из танка.
Вентилятор должен обеспечивать надежное охлаждение двигателя и без поломок гарантировать срок работы танка до капитального ремонта.
6. Для повышения удобства работы орудийного расчета и для лучшего управления танком произвести расширение башни без изменения погона и установить на крыше башни командирскую башенку с круговым обзором.
7. Боеукладка снарядов и патронов на танке Т-34 должна быть удобной при пользовании и обеспечивать экипажу темп стрельбы не менее 6 прицельных выстрелов в минуту на ходу танка. Угол возвышения артустановки +30° и угол снижения –5°.
8. Смотровые приборы водителя и радиста танка Т-34 должны обеспечивать видимость обоих крыльев танка, не пропускать пуль и свинцовых брызг, быстро сменяться при поражении и иметь возможность хорошего очищения от пыли, снега и грязи. Для лучшего обеспечения наблюдения при вождении танка установить для водителя дополнительный смотровой прибор, решив при этом вопрос целесообразности оставления на танке переднего люка водителя. Для наблюдения из танка по сторонам установить бортовые смотровые приборы (по одному на сторону) для удобного пользования ими водителю и радисту танка.
9. Для внешней связи установить в носовой части рацию КРСТБ, предусмотрев возможность размещения и работы рации 71-ТК-З. Антенна – штыревая, укладывающаяся вдоль борта изнутри танка. Для внутренней связи – ТПУ на три точки (командир, водитель, радист).
10. Предусмотреть возможность установки на танке Т-34 огнемета с дальностью огнеметания не менее 90 мт. и с запасом огнесмеси не менее, чем на 10 – 12 выстрелов.
11. Межремонтный пробег работы танка Т-34 должен быть не менее 7.000 клм. до капитального ремонта. Главный и бортовые фрикционы должны обеспечивать надежную работу при любых дорожных условиях движения без коробления дисков. Регулировка агрегатов трансмиссии должна производиться не чаще, чем через 1.000 клм. движения.
Гарантийный километраж работы ходовой части (траки, пальцы, катки, ведущее колесо и т.д.) танка установить не менее 3.000 клм.
Зацепление гусеницы сделать цевочным, предусмотрев крепление шпор.
Обязать завод № 183 НКСМ все указанные дополнения и изменения, согласно настоящему постановлению, ввести на танк Т-34 с 1 февраля 1941 г.
Обязать НКСМ и НКО к 1 января 1941 г. представить в К.О. свои предложения о переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской».
[ГАРФ. Ф. 8418. Оп. 28. Д. 122. Л. 234 – 236]

Предыдущие части цикла: #харьковские_тридцатчетвёрки

Теги записи: #танки #танки ссср #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #великая отечественная война #средние танки #танки второй мировой

Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-8-vsyo-vnimanie-na-uluchshenie-kachestva-tankov/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки» Глава 8. Всё внимание на улучшение качества танков. Часть 1.