Накануне завершения войсковых испытаний танков А-34, 20 апреля 1940 года, на заводе №183 в Харькове прошло ключевое совещание. Комиссия, проводившая испытания, собралась, чтобы сформулировать перечень необходимых изменений в конструкцию танка Т-34 перед запуском в серийное производство. Обсуждение оказалось настолько масштабным, что его пришлось продолжить и на следующий день, 21 апреля, несмотря на то, что это было воскресенье. Это подчеркивало важность задачи — устранить выявленные недостатки и создать по-настоящему надежную боевую машину.
В итоговом протоколе заседания комиссии был зафиксирован детальный план модернизации, охватывающий практически все системы танка. Вот основные направления доработок, которые требовалось внести в конструкцию Т-34:
Двигатель и системы
Комиссия указала на необходимость устранить технические проблемы двигателя В-2, такие как пробивание газов из-под прокладок головок цилиндров и ненадежность привода масляной помпы. Также требовалось усилить конструкцию топливных и масляных баков, устранив течь, и заменить медные трубопроводы на более прочные стальные.
Ходовая часть и трансмиссия
Одной из самых проблемных узлов был признан главный фрикцион, диски которого коробились в тяжелых условиях. Требовалось обеспечить его надежную работу без пробуксовки. Также комиссия отметила ненадежность штатного вентилятора системы охлаждения, на лопатках которого появлялись трещины. Были даны указания по усилению ведущих колес, улучшению натяжного механизма гусениц (ленивца) и доработке бортовых передач для обеспечения их взаимозаменяемости.
Управление и эргономика
Экипажу было неудобно работать в танке. Комиссия потребовала увеличить ход регулировки сиденья водителя, опустить и сделать более удобным сиденье радиста. Сиденья для стрелка и заряжающего в башне нужно было сделать уже, мягче и обеспечить их надежное крепление. Также требовалось изменить расположение рычагов управления для более интуитивного включения передач.
Корпус и башня
Было решено, что башню необходимо расширить для повышения удобства работы экипажа, но сделать это без изменения наклона брони и конструкции корпуса. Люк механика-водителя нужно было переделать так, чтобы посадка и выход были возможны при любом положении башни. Также указывалось на необходимость улучшить герметичность люков, усилить крепления и доработать систему жалюзи над двигателем.
Вооружение и прицелы
Требовалось увеличить углы вертикальной наводки орудия, сместить спаренный пулемет в расширенной башне и обеспечить удобный доступ к прицельным приборам. Отдельное внимание уделили ненадежной конструкции гильзоулавливателя и неудобному расположению спусковых механизмов.
Смотровые приборы
Существующие приборы наблюдения были признаны полностью непригодными. Они имели большое «мертвое» пространство, запотевали и обледеневали зимой, а их стекла лопались при стрельбе из собственного орудия или при обстреле противником. Комиссия постановила разработать принципиально новые смотровые приборы.
Прочие системы
Список доработок включал также перенос радиостанции из тесной башни в носовую часть корпуса, улучшение вентиляции боевого отделения, доработку электрооборудования (особенно стартера) и создание более продуманной укладки снарядов и инструмента. Отдельно указывалось на необходимость установки термосов для воды и размещения штатного запаса продовольствия.
Этот обширный протокол, хранящийся в Российском государственном военном архиве (РГВА), стал дорожной картой для конструкторов завода №183. Предстояла напряженная работа по превращению «сырого» опытного образца в тот самый легендарный Т-34, который вскоре встанет на конвейер.
Цикл статей: #харьковские_тридцатчетвёрки
Теги записи: #танки #танк т-34 #т-34 #вторая мировая война #танки второй мировой #великая отечественная война #средний танк
Источник - http://alternathistory.com/harkovskie-tridtsatchetverki-chast-1-ot-opytnyh-obraztsov-k-ustanovochnoj-partii/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Харьковские «тридцатьчетверки». Глава 1. От опытных образцов к установочной партии. Часть 6.