Т-34: история создания, боевое применение и наследие легендарного танка

К началу Второй мировой войны танк БТ-7, составлявший основу бронетанковых войск РККА, исчерпал потенциал для модернизации. Военное руководство осознало необходимость в принципиально новой машине, которая превзошла бы существующие образцы по скорости, защищённости и огневой мощи. Так начался путь создания танка, который вскоре станет одним из символов Победы и войдёт в историю как Т-34.

Т-34, один из первых образцов. Фото в свободном доступе.

История создания: от технического задания до серийного производства

Разработка нового танка началась с технического задания, выданного Автобронетанковым управлением (АБТУ) РККА 13 октября 1937 года. Изначально военные хотели получить колёсно-гусеничную машину массой до 14 тонн с мощным дизельным двигателем и разнообразным вооружением. Однако в процессе проектирования требования неоднократно пересматривались, что в итоге привело к рождению принципиально иной концепции.

Ключевую роль в судьбе будущего Т-34 сыграл главный конструктор танкового КБ завода №183 в Харькове Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на давление со стороны сторонников «кавалерийских» колёсно-гусеничных танков, он настоял на параллельной разработке чисто гусеничного варианта. Это решение было продиктовано здравым смыслом: гусеничный ход обеспечивал лучшую проходимость по бездорожью и оставлял больший запас для усиления брони и вооружения в будущем.

В мае 1939 года были построены и испытаны два прототипа: колёсно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32 (будущий Т-34). Хотя А-20 был быстрее на шоссе, А-32 безоговорочно выиграл на пересечённой местности. Кроме того, он изначально нёс более толстую броню и мощную 76-мм пушку Л-11. Комиссия АБТУ, признав преимущества гусеничной машины, выдала рекомендации по её доработке: усилить лобовое бронирование до 45 мм, улучшить обзор для экипажа и установить спаренный и зенитный пулемёты.

БТ-7 и эволюция танков Т-34. Фото в свободном доступе.

Секретный пробег и триумф в Кремле

Чтобы доказать жизнеспособность своей машины высшему руководству страны, Кошкин пошёл на беспрецедентный шаг. В марте 1940 года два предсерийных танка Т-34, с замаскированными обводами и без вооружения, совершили секретный пробег из Харькова в Москву своим ходом, преодолев около 750 км. Этот марш-бросок, совершённый в условиях весенней распутицы, стал суровым испытанием и наглядно продемонстрировал надёжность и выносливость новой машины.

17 марта 1940 года танки были показаны членам правительства и лично И.В. Сталину на Ивановской площади Кремля. Демонстрация ходовых качеств произвела сильное впечатление. После этого последовали интенсивные испытания на подмосковных полигонах и даже на бывшей линии Маннергейма. 31 марта 1940 года постановлением правительства Т-34 был официально принят на вооружение. К 22 июня 1941 года промышленность успела выпустить 1030 этих машин, заложив основу для будущих танковых армий.

Один из первых предсерийных Т-34 с пушкой Л-11. Фото в свободном доступе.

Обратите внимание: Какая премиум техника в игре World of Tanks, имеет самый большой фарм внутри игровой валюты,и будет нагибать в 2021!.

Боевое применение: трудный путь к славе

Великая Отечественная война стала для Т-34 суровой проверкой. Первые месяцы боёв принесли тяжёлые потери. Причины были комплексными: внезапность нападения, нехватка подготовленных экипажей, проблемы со снабжением и тактические ошибки. Однако даже в этот трудный период проявились выдающиеся качества машины. Немецкие танкисты с ужасом обнаружили, что снаряды их стандартных 37-мм и 50-мм пушек часто отскакивают от наклонной брони «тридцатьчетвёрки». Для борьбы с Т-34 немцам приходилось задействовать тяжёлые противотанковые и зенитные орудия.

Со временем, по мере накопления боевого опыта и улучшения координации, Т-34 раскрыл весь свой потенциал. Его подвижность, надёжность и мощное вооружение (позднее заменённое на ещё более эффективную 85-мм пушку) сделали его грозным противником. Немецкие военачальники в мемуарах отдавали должное советскому танку, отмечая удачную конструкцию наклонной брони, которую они смогли массово применить лишь на «Пантере» в 1943 году.

Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34. Фото в свободном доступе.

Танк-победитель, как его иногда называют - Т-34 с орудием Д5Т калибра 85 мм. Фото в свободном доступе.

Наследие и заключение

Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны и одним из её символов. Его успех основывался на удачном сочетании простоты конструкции, технологичности в производстве, мощного вооружения и хороших ходовых качеств. Он был «рабочей лошадкой» войны, неприхотливой и эффективной.

К сожалению, создатель легендарной машины, Михаил Кошкин, не дожил до её триумфа, скончавшись в сентябре 1940 года. Однако его детище прожило долгую жизнь. Т-34 и его модификация Т-34-85 состояли на вооружении десятков стран мира на протяжении десятилетий после войны, а отдельные экземпляры, как ни удивительно, отмечались в локальных конфликтах уже в XXI веке. Это служит лучшим доказательством прозорливости конструкторов и правильности выбранных ими решений.

Насколько эффективным вы считаете Т-34 во всех его модификациях? Пишите свои ответы в комментариях.

С вами был Солдат удачи, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации, это поможет развивать его и пополнять материалами.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Самый массовый танк Великой Отечественной Войны - т-34.