Почему Т-26 нуждался в замене
К середине 1930-х годов танк Т-26, составлявший основу бронетанковых сил РККА, безнадежно устарел. Его главным недостатком была крайне слабая динамика — удельная мощность менее 10 лошадиных сил на тонну превращала легкий танк в легкую мишень на поле боя. Попытки найти ему замену, такие как колесно-гусеничный Т-46, оказались неудачными и слишком дорогими. Требовалось принципиально новое, массовое и дешевое решение.
Концепция нового танка: простота и массовость
Поскольку выжать из мотора Т-26 больше мощности не представлялось возможным, а новых силовых установок не предвиделось, конструкторы пошли по другому пути. Было решено создать танк на базе широко доступных и дешевых агрегатов от грузовика ЗиС-5. Это решало сразу две проблемы: дефицит специализированных танковых моторов и высокую стоимость производства. Новый танк, получивший условный индекс Т-260, должен был весить не более 7,5 тонн, что соответствовало удельному весу исходного «Виккерса 6-тонного», и иметь сопоставимые с Т-26 характеристики по вооружению и защите.
Технические особенности и инновации
Проектирование танка поручили Николаю Астрову, известному по созданию малых плавающих танков. Конструкция получилась новаторской:
- Двухслойное бронирование: Вместо попыток сделать непробиваемую броню был применен принцип непоражаемости. Наружный лист толщиной 10-15 мм разрушал сердечник снаряда, а внутренний противоосколочный экран (3-5 мм) задерживал осколки. Это давало защиту, в чем-то превосходящую даже более поздние машины.
- Компактность и эргономика: Высота корпуса составляла всего 1000 мм (как у будущего Т-60). Боевое отделение было «отзеркалено» относительно Т-26: водитель слева, башня смещена вправо, что улучшило доступ к боеукладке.
- Унификация и ремонтопригодность: Использование автомобильных агрегатов означало, что ремонт можно было проводить в обычных автобатах, а не в узкоспециализированных танковых мастерских.
Два варианта силовой установки
Проект предусматривал две модификации:
- Базовый вариант с мотором ЗиС-5 (73 л.с.): Дешевый и массовый, для насыщения войск.
- Усиленный вариант с мотором Т-26 (92-95 л.с.): С этим двигателем удельная мощность танка вырастала до 13 л.с./т, что было сравнимо с немецким Pz.II. Это делало машину гораздо более подвижной и перспективной для модернизации.
Промышленный план и модификации
Внедрение Т-260 предполагало масштабную реорганизацию производства:
- Завод «Большевик» переходил на выпуск 1000 танков в год с мотором Т-26.
- Ижорский завод производил 1000 танков с мотором ЗиС-5 и комплектующие.
- Завод № 37, освободившись от производства тягачей Т-20, выпускал бы 1000 бронетранспортеров и 500 артиллерийских тягачей на базе нового шасси.
Вывод: упущенная возможность
Танк Т-260 в представленном альтернативном проекте выглядел логичным и адекватным развитием линии легких танков. Он сочетал в себе технологическую простоту, массовость, хороший потенциал для модернизации и ремонтопригодность. Его внедрение могло бы значительно усилить РККА к началу Великой Отечественной войны более современным и пригодным для массового производства парком легкой бронетехники, избежав проблем с устаревшим Т-26 и сырыми новыми моделями. Этот проект демонстрирует, что иногда эффективное решение лежит не в области прорывных, но сложных технологий, а в грамотной адаптации и унификации уже имеющихся.
Обратите внимание: Вот как надо курить. Летающая подводная лодка СССР. Статья для тех кто хочет поржать.
Сравнение размеров Т-260 и Т-26
Теги записи: #альтернативная история #альтернативное танкостроение #т-26 #вторая мировая война #великая отечественная война #легкие танки
Источник - http://alternathistory.com/alternativa-t-26-v-malom-klasse/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Альтернатива в малом классе. Каким мог стать более адекватный т-26.