Взгляд изнутри: советский ветеран о трофейном Pz.Kpfw.IV

Взято из открытых источников

Оценки боевых машин Второй мировой войны часто носят сугубо теоретический характер, сводясь к сравнению табличных характеристик. При этом многие нюансы, которые можно оценить только в реальной эксплуатации, остаются в тени. К счастью, воспоминания ветеранов-танкистов позволяют нам прикоснуться к «живой» истории техники и понять её сильные и слабые стороны не на бумаге, а в деле.

Уникальный опыт советского танкиста

Особенно ценными становятся свидетельства о вражеской технике, так как непосредственный опыт её эксплуатации в Красной Армии был редкостью. Одним из немногих, кому довелось не только захватить, но и повоевать на трофейном немецком танке, был бывший танкист Рэма Николаевич Уланов. Он поделился своими впечатлениями о службе на среднем танке Pz.Kpfw.IV, известном в СССР как Т-IV.

Кто такой Рэма Уланов?

Важно отметить, что Уланов был не новичком, а опытным специалистом. За время войны он успел побывать и механиком-водителем, и командиром различных советских танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). Этот богатый боевой опыт позволил ему дать квалифицированную и сравнительную оценку немецкой машине.

Первые впечатления от Pz.Kpfw.IV

В феврале 1944 года Уланов стал механиком-водителем трофейного «четвёртого» Panzer. Первое, что его поразило, — это габариты. После сравнительно компактной и лёгкой СУ-76 немецкий средний танк показался ему громоздким и менее поворотливым.

Бытовая сторона войны: проблема заправки

Обе машины, и СУ-76, и Pz.IV, работали на бензине, но немецкий танк был куда более прожорливым. Расход топлива был примерно вдвое выше. Однако главная сложность заключалась не в этом. Конструкция заправочной горловины Pz.IV была рассчитана на стандартные немецкие заправочные пистолеты, которых в советских частях не было. Уланов красочно описал импровизированный процесс:

Заправочных пистолетов у нас не было, и приходилось через неудобную воронку, втиснутую под верхнюю ветвь левой гусеницы (там находилась заправочная горловина топливного бака), заливать бензин из ведра. Тех, кто подходил к танку с цигаркой в зубах, гнали прочь.

Обратите внимание: Советский средний премиум танк 8 уровня "Объект 274а" - коротко о самом главном!.

Эргономика и комфорт экипажа

Несмотря на недолгий срок службы (танк в основном стоял на посту, имея в боеукладке всего три снаряда), Уланов успел составить детальное мнение. Он высоко оценил организацию рабочего места механика-водителя. В отличие от советских машин, сиденье здесь имело спинку, что было большим плюсом в длительных переходах. Расположение рычагов управления было продумано, а внутреннее пространство танка в целом было просторнее, чем в легендарном Т-34. Подвеска Pz.IV также показалась ветерану более мягкой и комфортной.

Взято из открытых источников

Плюсы и минусы конструкции

Ветеран отметил удачное, с точки зрения выживаемости экипажа, расположение бортовых люков в башне. Они позволяли танкистам быстро покинуть подбитую машину. Однако у этой системы был и серьёзный недостаток: немцы часто усиливали башни дополнительными экранами (Schürzen). В бою, чтобы открыть люк, сначала приходилось откидывать тяжёлую экранную плиту, что отнимало драгоценные секунды. Этого времени советским танкистам часто хватало для второго, добивающего выстрела.

Взято из открытых источников

Был у танка и явный конструктивный недостаток, который сильно досаждал механику-водителю. Коробка передач отличалась сильным шумом («вечно выла») и, что было куда неприятнее, сильным нагревом. От неё так пекло правый бок Уланова, что это стало одним из самых ярких негативных воспоминаний.

Короткая служба

Карьера Уланова на трофейном Pz.Kpfw.IV оказалась недолгой. Прежний механик-водитель этой машины, выздоровев после ранения, вернулся в часть и потребовал своё место назад. Так уникальный опыт советского танкиста на немецком «четвёртом» подошёл к концу.

Спасибо за внимание! Если у вас есть дополнительные сведения или вы хотите обсудить детали, делитесь мнением в комментариях. Ваша активность помогает сделать исторические материалы полнее и точнее.

Возможно, вам будут интересны другие материалы:

  • Что произошло с генералом, который из-за похмелья не явился на приём к Сталину
  • За что Сталин расстрелял конструктора Т-34

#история #ссср #танк #танки #машины #оружие #вторая мировая #великая отечественная #исторические факты #интересные факты

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как отзывался советский ветеран о трофйном немецком танке Pz.Kpfw.IV, на котором сам служил.