История отечественного автопрома знает примеры, когда модернизация и адаптация к гражданскому рынку шли в ущерб армейской надежности. Наглядная иллюстрация этого — сравнение двух внешне похожих, но концептуально разных автомобилей: ветерана УАЗ-469 и его «внука» УАЗ «Хантер». Несмотря на госзаказ, современный «Хантер» оказался плохо приспособлен для суровых условий армейской службы, и на это есть целый ряд веских причин.
Предназначение: разные миры
Изначальная философия машин кардинально различается. УАЗ-469 создавался как полноценный военный внедорожник, рассчитанный на экстремальную эксплуатацию в горах, снегах, при полном бездорожье и перепадах температур. В документах к «Хантеру» формулировки уже другие: это «автомобиль повышенной проходимости», для которого тяжелыми условиями может считаться даже жизнь в мегаполисе. Это фундаментальное различие в подходе.
УМЗ-414
Двигатель: простота против сложности
«Сердце» УАЗ-469 — рядные бензиновые моторы семейства УМЗ (452, 414, 417). Это наследники надежного двигателя Д-21. Их главные армейские добродетели — ремонтопригодность и неприхотливость. Конструкция проста: сменные гильзы цилиндров, обслуживаемые фильтры (воздушный и топливный можно промыть в полевых условиях), шестеренчатый газораспределительный механизм, живучий карбюратор и контактная система зажигания. Даже при отказе штатной катушки можно было поставить любую другую, а аварийный вибратор гарантировал искру в самых критичных ситуациях. Такой мотор терпит низкокачественные масло и бензин.
Современный ЗМЗ-409 на «Хантере» — полная противоположность. Это сложный 16-клапанный инжекторный двигатель с двумя распредвалами, гидрокомпенсаторами и электронным управлением. Он требователен к качеству топлива, масла и охлаждающей жидкости. Его ремонт в полевых условиях практически невозможен — нужны квалифицированные специалисты и специальное оборудование. Все фильтры — только заменяемые. В условиях запыленности или при преодолении бродов уязвимая электроника и гидросистемы становятся ахиллесовой пятой автомобиля. Для города это отличный мотор, но для войны — ненадежный.
Трансмиссия: надежность против технологий
Сцепление. На УАЗ-469 оно было обслуживаемым, с механическим («лапковым») приводом, выдерживающим длительные нагрузки (например, пробуксовку в снегу). На «Хантере» используются неразборные пластиковые цилиндры без возможности регулировки.
Коробка передач. КПП «деда» — архаичная, в чугунном картере, без синхронизаторов на низших передачах. Эта простота — залог живучести. Она нетребовательна к маслу и может работать даже на водно-масляной эмульсии.
Обратите внимание: Ган-траки. Что это такое? Нужны ли они в армии России?.
«Хантер» же комплектуется импортными КПП (корейскими Dymos или китайскими аналогами). Они надежны в штатных условиях, но при поломке в полевых условиях неремонтопригодны — требуется замена узла в сборе, а запчастей в войсках может не оказаться.
Раздаточная коробка — пожалуй, единственный узел, оставшийся практически неизменным и сохранивший свою надежность на обеих моделях.
Ходовая часть и проходимость
Мосты и клиренс. УАЗ-469Б оснащался мостами с колесными (бортовыми) редукторами, что давало огромный для своего класса клиренс в 320 мм. Это критически важно для движения в колонне по колее, оставленной тяжелой техникой. Мосты «Хантера» (типа Spicer) не имеют редукторов, и дорожный просвет составляет лишь 210 мм, что резко снижает возможности на пересеченной местности. Хотя мосты «Хантера» проще в обслуживании на месте, преимущество в проходимости — за «дедом».
Подвеска. Рессорная подвеска УАЗ-469 практически неубиваема. Сломать рессору сложно, а если это и случится, автомобиль сохранит подвижность. Передняя независимая пружинная подвеска «Хантера» с сайлентблоками и тягами Панара — более комфортна на асфальте, но сложнее, нежнее и уязвимее на бездорожье. Износ ее элементов напрямую влияет на управляемость.
Кузов: утилитарность против цивилизации
Откидной брезентовый верх УАЗ-469 — не причуда, а продуманное военное решение. Такой кузов легче (важно для транспортировки по воздуху и воде), имеет меньшую высоту и заметность, а также позволяет перевозить негабаритные грузы. Закрытый цельнометаллический кузов «Хантера» комфортнее для экипажа, но проигрывает в функциональности для армейских задач.
Вывод: разные автомобили для разных задач
Итог сравнения очевиден: УАЗ-469 создавался как специализированная армейская техника, где во главу угла ставились ремонтопригодность, живучесть и функциональность в экстремальных условиях. УАЗ «Хантер» — это компромиссный продукт, адаптированный для гражданского рынка с его требованиями к комфорту, экологии и безопасности на дорогах общего пользования.
Возникает закономерный вопрос: почему на армейскую технику распространяются те же стандарты, что и на гражданскую? Опыт других армий (например, американской) показывает, что для военных нужд часто создается отдельная, максимально практичная и надежная техника, свободная от излишних «цивильных» требований. России, с ее просторами и сложными условиями, возможно, нужна аналогичная двухконтурная система: комфортабельные автомобили для мирного времени и «неубиваемые» рабочие лошадки — на случай реальных испытаний.
#военные #армия #автомобиль #машина #уаз #танк #ремонт
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Уаз "Хантер" не годен для службы в армии, как дед уаз 469б.