FV 214 «Conqueror» — британский тяжёлый танк, созданный в начале 1950-х годов. Его разработка, начавшаяся в 1949 году, была прямым ответом на появление новых советских тяжёлых машин. Серийное производство велось с 1955 по 1959 год, за это время было построено 185 танков и некоторое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) на их шасси.
История создания и контекст
Окончание Второй мировой войны быстро сменилось противостоянием в рамках холодной войны между СССР и странами НАТО, включая Великобританию. Устаревшие тяжёлые танки «Черчилль» больше не отвечали требованиям времени, и армии требовалась новая, лучше защищённая и вооружённая машина. Изначально для проекта FV 214 использовали корпус от перспективного танка FV 201, а также орудие и доработанную башню от среднего танка «Центурион». Эта ранняя версия, получившая обозначение FV 221, не была допущена к серийному производству. В итоге полностью доработанный и усовершенствованный FV 214 «Conqueror» сошёл с конвейера только в 1955 году.
«Конкэрор» стал последним тяжёлым танком в истории британского танкостроения. Он оставался на вооружении до появления в 1965 году основного боевого танка «Чифтен», который сочетал мощное вооружение и совершенную броневую защиту. Специалисты оценивали «Чифтен» как один из сильнейших западных танков своего времени, что и предопределило судьбу его более специализированного предшественника.
Конструктивные особенности и силовая установка
Компоновка FV 214 была классической: отделение управления впереди, боевое отделение в центре, а моторно-трансмиссионное — в корме. Сердцем машины был V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Rolls-Royce Meteor M120, выдававший 810 лошадиных сил. Интересной особенностью была установка резервного генератора, способного в аварийной ситуации обеспечить энергией всю электронику танка. Максимальная скорость по шоссе составляла около 35 км/ч. Внушительные топливные баки объёмом 1000 литров позволяли преодолеть до 160 километров без дозаправки.
Мощь вооружения и уровень защиты
Основным оружием «Конкэрора» было мощное 120-мм нарезное орудие L1. Оно имело стабилизацию в вертикальной плоскости, однако для точной стрельбы танку всё равно требовалось остановиться. Боекомплект, состоявший из 35 выстрелов раздельного заряжания, включал бронебойные, подкалиберные и фугасные снаряды. Для самообороны и борьбы с пехотой танк оснащался двумя пулемётами: одним, спаренным с пушкой, и другим, зенитным, на крыше башни. Общий боезапас пулемётов достигал 7500 патронов.
Броневая защита была сильной стороной танка. Лоб корпуса имел толщину 130 мм с рациональным углом наклона в 60 градусов, борта — 51 мм. Литая башня отличалась особой монолитностью: лобовая часть достигала 176 мм, маска орудия — 200 мм, а борта башни — 89 мм. Существовали также модификации с дополнительными экранами на башне и усиленной лобовой бронёй корпуса.
Закат эпохи тяжёлых танков
В 1966 году последний «Conqueror» был снят с вооружения. Причиной стали узкая специализация машины (борьба с тяжёлыми танками противника), хронические технические проблемы и общая низкая надёжность. Ситуацию усугубило появление для танков «Центурион» нового мощного орудия, которое отчасти нивелировало преимущества тяжёлого «Конкэрора». Большинство списанных машин превратили в мишени для учебных стрельб. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранилось всего 5 тяжёлых танков FV 214 и 3 БРЭМ на их базе.
Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья, вы можете её оценить и подписаться :)
#великобритания #Conqueror #холодная война #танк #история
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Британский завоеватель.