Танк Т-34 по праву считается символом победы в Великой Отечественной войне. Этот самый массовый танк своего времени обладал выдающимися боевыми качествами, став эталоном для мирового танкостроения. Однако история его создания была полна препятствий, и знаменитая «тридцатьчетвёрка» могла вовсе не увидеть свет.
Начало пути: спор о концепции
Всё началось в 1937 году, когда Харьковскому паровозостроительному заводу поступил заказ на разработку нового быстроходного танка с усиленной бронёй, получившего индекс БТ-20. Техническое задание требовало подготовить машину к серийному выпуску уже к 1939 году. Для этого даже создали специальное конструкторское бюро.
В мае 1938 года главные конструкторы Михаил Кошкин и Александр Морозов представили правительственной комиссии свой проект. Ключевым моментом стало их предложение полностью отказаться от колёсно-гусеничного движителя, который был характерен для танков серии БТ, в пользу чисто гусеничной схемы. Члены комиссии, однако, настаивали на гибридном варианте, считая его более надёжным и обеспечивающим манёвренность при повреждении гусениц.
Неожиданно конструкторов поддержал Иосиф Сталин. Он предложил компромиссное решение: разработать и колёсно-гусеничный танк (А-20), и чисто гусеничный (А-32), а затем сравнить их на практике. Разработка велась быстро, и к августу были готовы оба проекта. Основные отличия заключались в типе ходовой части и количестве опорных катков. Споры на заседании комиссии разгорелись с новой силой, и снова Сталин настоял на постройке обоих опытных образцов для испытаний.
К маю 1939 года оба прототипа, А-20 и А-32, были готовы к заводским испытаниям. А-32, правда, был не полностью укомплектован. Внешне машины были похожи, но ключевые различия заключались в вооружении (45-мм пушка у А-20 против 76-мм у А-32) и, конечно, в ходовой части. А-32 изначально проектировался как чисто гусеничная машина.
После завершения заводских испытаний оба танка признали удовлетворительными. Однако на государственных испытаниях в сентябре 1939 года А-32 показал себя блестяще. Решающим аргументом в его пользу стала заложенная в конструкцию возможность значительного усиления бронирования и установки более мощного оборудования, что открывало большие перспективы для модернизации.
Преодоление трудностей и путь к конвейеру
Учитывая пожелания военных, конструкторы увеличили толщину брони, но это привело к выявлению множества недостатков. Танк, получивший индекс А-34, провалил повторные испытания. Обнаружились проблемы с теснотой боевого отделения, что снижало эффективность работы экипажа и скорострельность, неудобный люк механика-водителя и крайне низкий моторесурс нового дизельного двигателя В-2 (всего 25 часов вместо заявленных 100).
После устранения этих недоработок руководство завода пошло на смелый шаг. Чтобы доказать надёжность танка высшему руководству, два опытных А-34 своим ходом отправились из Харькова в Москву в марте 1940 года. Для соблюдения секретности машины замаскировали и двигались по бездорожью.
17 марта танки прибыли в Москву.
Обратите внимание: На заре отечественного танкостроения. Какой танк был первым в стране Советов?.
Демонстрация на Ивановской площади Кремля произвела впечатление на Сталина, который приказал оказать всю необходимую помощь для запуска танка в серию. Однако не все военные разделяли этот энтузиазм. Генерал Дмитрий Павлов, сторонник лёгких танков, высказал Сталину опасение: «Мы дорого заплатим за выпуск недоделанного танка».31 марта 1940 года вышло постановление о немедленном начале серийного производства танка, получившего индекс Т-34. Но этому снова помешали военные. После сравнительных испытаний с немецким Pz.III, от конструкторов потребовали устранить выявленные недостатки (в основном эргономического характера), а маршал Григорий Кулик и вовсе приостановил выпуск. В Наркомате обороны всё ещё делали ставку на лёгкий Т-50, но высшее руководство страны настояло на своём.
Окончательное решение было принято в мае 1941 года: выпустить 2800 Т-34 до конца года, оснастив их более мощной 76-мм пушкой Ф-34. Однако выполнить этот план помешало начало Великой Отечественной войны. К 22 июня 1941 года в войсках находилось чуть более тысячи этих машин, а эвакуация заводов на восток и перебои с поставками осложнили наращивание производства.
Боевое крещение и эволюция
В первые месяцы войны потери Т-34 были высокими из-за неопытности экипажей, тактических ошибок и проблем со снабжением. Но очень скоро танк продемонстрировал свои превосходные качества. Немецкие командиры, столкнувшись с ним, были поражены. В октябре 1941 года под Орлом Т-34 показали полное превосходство над немецкими танками в броне, вооружении и манёвренности. Его 76-мм пушка поражала немецкую технику с дистанций в 1500-2000 метров, в то время как немецкие орудия были эффективны против Т-34 лишь с 500 метров и только при попадании в борт или корму.
«...пока в начале октября 1941 года восточнее Орла перед немецкой 4-й танковой дивизией не появились русские танки Т-34 и не показали нашим привыкшим к победам танкистам своё превосходство в вооружении, броне и манёвренности. Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружён 76,2-мм пушкой (калибр 41,5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5—2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую и кормовую части танка Т-34.»
Даже генерал Гейнц Гудериан, сначала скептически относившийся к советской технике, был вынужден признать её преимущества и требовал срочных мер для ответа.
«Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение...»
После битвы за Москву Т-34 стал основным и самым массовым танком Красной Армии. Однако к 1943 году, с появлением у немцев тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера», 76-мм пушка Т-34 уже не могла эффективно бороться с ними. Это привело к глубокой модернизации. На танк установили новую трёхместную башню и длинноствольную 85-мм пушку. Так появился Т-34-85, который стал достойным ответом новым немецким машинам и оставался на конвейере до конца войны.
Обе модификации Т-34 с честью прошли Великую Отечественную и Советско-японскую войны. Впоследствии они активно экспортировались, участвовали в Корейской войне и многих других конфликтах по всему миру. Удивительно, но даже спустя десятилетия после создания, некоторые экземпляры этого легендарного танка всё ещё находятся в строю в ряде стран, что является лучшим свидетельством его продуманной и удачной конструкции.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: "Тридцатьчетвёрка" - легенда танкостроения ссср.