Пантера: немецкий ответ Т-34, ставший тяжелым танком

Появление танка «Пантера» в арсенале вермахта стало прямым следствием столкновения с советскими Т-34 и КВ в начале Великой Отечественной войны. Эти машины, несмотря на свои недостатки, оказались неприятным сюрпризом для немецкого командования, которое до этого полагалось на более легкие танки Pz.Kpfw. III и IV.

Предпосылки создания: шок от Т-34

До войны немецкая доктрина «блицкрига» делала ставку на маневренные, но сравнительно легкобронированные средние танки. Самый тяжелый серийный танк Германии, Pz.Kpfw. IV Ausf. F, весил чуть более 22 тонн. Работы над новыми машинами, такие как проекты Даймлер-Бенц, Круппа и MAN, велись неспешно и без четких требований. Ситуация кардинально изменилась в 1941 году, когда выяснилось, что стандартные немецкие орудия и броня бессильны против новых советских танков. Все абстрактные разработки были свернуты, а фирмам MAN и Даймлер-Бенц срочно поручили создать принципиально новую машину — средний танк массой около 35 тонн, способный противостоять Т-34.

Итак, Пантера...

Ключевыми факторами, определившими облик будущего танка, стали мощная 76-мм пушка и рациональные углы наклона брони Т-34.
Немцы получили возможность детально изучить захваченные советские танки, что позволило им сформулировать четкие требования: новая машина должна была выдерживать попадания 76-мм снарядов и сама обладать орудием, гарантированно поражающим любые цели на поле боя. При этом танк должен был сохранять функции поддержки пехоты и борьбы с укреплениями.

Строго говоря, классифицировать «Пантеру» как средний танк можно лишь условно. По меркам СССР и союзников это был полноценный тяжелый танк, призванный выполнять те же тактические задачи, что и Т-34 или «Шерман».

Сердце и броня: технологическое превосходство

Главным козырем «Пантеры» стало ее вооружение. Фирма «Рейнметалл» создала для нее длинноствольную 75-мм пушку KwK 42. Если снаряд предыдущей модели KwK 40 имел начальную скорость 790 м/с, то новая пушка разгоняла 6,8-кг снаряд до 925 м/с. По бронепробиваемости на основных дистанциях боя она даже превосходила легендарную 88-мм пушку «Тигра».

Не менее впечатляющей была и защита. Верхний лобовой лист толщиной 80 мм, установленный под углом 57 градусов, а также 110-мм лоб башни делали «Пантеру» практически неуязвимой в лобовой проекции для стандартной 76-мм пушки Т-34 с любых дистанций. Броня бортов и кормы, хотя и была тоньше (40-50 мм), также имела рациональные углы наклона.

Для компенсации возросшей до 44,8 тонн массы танк оснастили мощным бензиновым двигателем «Майбах» мощностью 700 л.с. Выбор в пользу бензинового, а не дизельного мотора был обусловлен дефицитом дизтоплива, которое в приоритетном порядке шло на нужды флота. Компоновка осталась классической для немецких танков: двигатель сзади, трансмиссия спереди, ведущие колеса передние. От знаменитой подвески Кристи, как на Т-34, отказались в пользу торсионной.

Эволюция в серии: от Ausf. D до Ausf. G

Серийное производство Pz.Kpfw. V «Пантера» началось в январе 1943 года. Первой массовой модификацией стала Ausf. D с бинокулярным прицелом TZF-12. Уже с конца лета 1943 года на сборочные линии встала улучшенная версия Ausf. A с монокулярным прицелом и новой командирской башенкой.

Обратите внимание: Танк Пантера: в чём заключалась его устрашающая мощь.

Наиболее массовой и совершенной стала модификация Ausf. G, выпускавшаяся с марта 1944 года. В ней конструкторы убрали люк механика-водителя из лобового листа, увеличили толщину бортовой брони до 50 мм и довели боекомплект до 82 снарядов. Поздние машины получили новую форму маски орудия для защиты от рикошетов. Проекты дальнейшего развития, такие как «Пантера II», в серию не пошли.

Боевое применение и противоречивая оценка

Боевой дебют «Пантеры» на Курской дуге в июле 1943 года оказался неудачным: из 192 участвовавших машин к середине июля в строю оставалось лишь 20. Высокие потери были связаны с «детскими болезнями» новой техники, сложностью в управлении и тактическими ошибками. Однако в умелых руках и при грамотном применении «Пантера» стала грозным противником. Она могла с дальних дистанций поражать Т-34 в лоб, оставаясь для них неуязвимой. Экипаж из пяти человек имел в распоряжении превосходную оптику и достаточно комфортные условия работы.

Однако недостатков у машины было немало. Высокий силуэт (почти 3 метра) увеличивал заметность на поле боя. Знаменитая плавность хода, обеспечиваемая шахматной подвеской Книпкампа, оборачивалась кошмаром для ремонтников: для замены внутреннего катка требовалось демонтировать несколько внешних. Танк был сложен и дорог в производстве, ненадежен, особенно на первых порах, и требовал высококвалифицированного обслуживания. Его вес и габариты ограничивали подвижность, делая «Пантеру» более пригодной для оборонительных действий и боя из засад, чем для глубоких прорывов.

Заключение: тяжелый среди средних

«Пантера» так и не стала тем «идеальным средним танком», каким ее задумывали. Погоня за неуязвимостью и огневой мощью привела к созданию тяжелой, дорогой и сложной машины. Она не обладала броней, достаточной для роли танка прорыва, как «Тигр», но и не могла выпускаться в таких же количествах, как Т-34. Появление у союзников более мощных орудий, например 85-мм пушки на Т-34-85, также снизило ее преимущества. Тем не менее, до конца войны «Пантера» оставалась одним из самых опасных и сбалансированных немецких танков, эффективным истребителем бронетехники, воплотившим в себе как передовые инженерные решения, так и стратегические просчеты Третьего рейха.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Танк Пантера. Тяжелый среди средних.