Тяжелый танк КВ-1 стал одним из ключевых символов обороны СССР в начальный, самый тяжелый период Великой Отечественной войны. Всего с 1940 по 1942 год было выпущено 2769 машин этой модели. Хотя он не прошел всю войну, его роль в 1941-1942 годах трудно переоценить. Вплоть до появления на поле боя немецких «Тигров» в 1943 году, КВ-1 по праву считался самым мощным танком Второй мировой войны, сыгравшим колоссальную роль в сдерживании и изматывании наступающих сил вермахта.
Сильные и слабые стороны
Несмотря на выдающуюся броневую защиту и мощное вооружение, КВ-1 имел и серьезные недостатки. Он существенно уступал среднему танку Т-34 в подвижности и, что важнее, в надежности ходовой части и трансмиссии. С появлением у противника новых тяжелых танков «Тигр» и средних «Пантера» в 1942-1943 годах, КВ-1 стремительно устарел, проигрывая им как в огневой мощи, так и в других ключевых характеристиках.
Танкоград: эвакуация и масштабное производство
Первоначальные планы на 1941 год предусматривали выпуск тысячи танков на Кировском заводе в Ленинграде и двухсот — на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Однако после вероломного нападения Германии на СССР темпы производства пришлось резко наращивать. К изготовлению комплектующих подключились многие предприятия. В условиях стремительного немецкого наступления производство было экстренно эвакуировано на Урал, в Челябинск. С октября 1941 года ЧТЗ был преобразован в Челябинский Кировский завод, который в народе получил легендарное имя «Танкоград». Именно здесь, преодолев невероятные трудности эвакуации и наладки производства с нуля, был выпущен основной массив советских тяжелых танков и самоходных установок, включая все модификации КВ. Вклад Танкограда в оборону страны был титаническим: только во втором полугодии 1941 года фронт получил 933 танка КВ, а в 1942 году — 2553 единицы всех моделей серии.
Ходовые качества
Двигатель танка позволял ему развивать скорость до 34 км/ч, что для тяжелой машины было неплохим показателем. Однако самой проблемной частью танка была механическая трансмиссия — она была сложной в управлении для механика-водителя и часто выходила из строя. Конструктивным преимуществом была возможность раздельного привода гусениц, что повышало маневренность, и наличие заднего хода.
Шок для вермахта: бой у Расейняя
Уже в первые дни войны, в июне 1941 года, появление на поле боя практически неуязвимых для стандартной немецкой артиллерии КВ-1 вызвало шок у солдат и командования вермахта. Яркой иллюстрацией этого стал эпизод, описанный командиром 41-го танкового корпуса генералом Рейнхардтом. Речь идет о боях 23-24 июня в районе литовского города Расейняй:
«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя... Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не сумела быстро увернуться. Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», — подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжил свой путь».
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: КВ-1 одни из первых приняли удар немцев.