Фотоаппарат «Старт» 1959 года: история, особенности и реставрация редкого экземпляра

Перед вами уже отреставрированный, перекрашенный и полностью рабочий экземпляр.

Знакомство с редким экземпляром

Всем привет! Как и обещал, выкладываю один из своих ранних фотоаппаратов «Старт» с подробными фотографиями и небольшим историческим экскурсом. У меня уже был один ранний образец, но этот попался на «Авито» с характерной особенностью — желтыми клиньями на фокусировочном экране. Это редкая деталь, поэтому я не смог устоять и приобрел его. Отдельно пришлось искать для него подходящий ранний объектив, чтобы собрать полноценный комплект.

Обратите внимание на желтый кружок клиньев Додена — это отличительная черта самых первых выпусков аппарата.

Исторический контекст и инженерные решения

К концу 1950-х годов завод КМЗ уже имел в своем активе успешные модели зеркальных фотоаппаратов, такие как «Зоркий» и «Зенит». Логичным шагом стало создание камеры профессионального уровня. Конструкторы вдохновлялись решениями известных к тому времени зарубежных моделей, таких как Kine Exakta и KW Praktina (не путать с «Практикой»). В результате «Старт» получил множество передовых для своего времени технологий. Конечно, он не мог соперничать с легендарным Nikon F, но для советской промышленности это был аппарат, вобравший в себя практически все современные на тот момент разработки.

«Старт» был оснащен не так уж и многим по сегодняшним меркам, но для своего времени это был прорыв. Впервые в СССР фотоаппарат получил байонетное крепление для сменной оптики большой светосилы и комплектовался объективом «Гелиос-44». Он предлагал полноценный набор выдержек от 1/1000 до 1 секунды, а также кнопку принудительного закрытия диафрагмы в момент спуска, как у знаменитой «Экзакты».

Сама кнопка спуска расположена спереди на корпусе, а на объективе находится проставка с элегантной кнопкой. Это создает очень характерный и запоминающийся внешний вид.

Уникальные особенности конструкции

Одной из уникальных особенностей «Старта» был встроенный нож для пленки. Он позволял фотографу вынуть часть отснятой пленки, не доснимая всю катушку до конца — полезная функция для профессионалов.

Вот этот самый нож. Чтобы им воспользоваться, нужно открутить верхний колпачок и вытянуть лезвие вверх, разрезая пленку.

Для работы с этим ножом были предусмотрены специальные катушки закрытого типа.

Подача пленки также была продумана: здесь есть стеклянный прижимной столик и прижимные ролики для обеспечения идеальной плоскостности кадра.

Обратите внимание на крышку: в ее нижней части есть специальные крепления для тех самых катушек. Они автоматически открываются при закрытии крышки фотоаппарата.

Система визирования и фокусировки

Визирная призма на «Старте» съемная. Ее можно было заменить на шахтный видоискатель для съемки с уровня пояса.

К сожалению, найти такую шахту по вменяемой цене мне до сих пор не удалось. Впрочем, даже без нее экран расположен достаточно глубоко, что обеспечивает хорошую видимость.

Упомянутые ранее фокусировочные клинья на ранних моделях были тонированы в желтый цвет для повышения контрастности и удобства наводки на резкость. Позже от этой практики отказались.

Обратите внимание: На днях мне сказали, что профессиональные фотоаппараты больше не нужны, потому что телефоны сейчас снимают также. Так ли это?.

Эволюция дизайна и комплектация

Ранние выпуски «Старта» отличались высокими рукоятками перемотки пленки и взвода затвора, а также прозрачными пластиковыми крышечками на них.

На мой взгляд, они выглядят очень элегантно. Однако конструкция счетчика кадров оказалась довольно хлипкой. В более поздних версиях ее упростили, а саму взводную рукоять в итоге стали делать штампованной.

Важной деталью комплектации был штатный переходник под популярный резьбовой крепеж М39 для зеркальной оптики. Благодаря ему я смог докупить к аппарату объектив «Таир-11» — мощную светосильную «двухсотку» с диафрагмой 2.8/135 мм.

К сожалению, специально для «Старта», помимо «Гелиос-44», другой оптики так и не разработали. Но наличие переходника в целом решало эту проблему, открывая доступ к обширному парку советских объективов.

Процесс реставрации

На этом историческая часть заканчивается. Аппарат потребовал ремонта, но так как я уже подробно рассказывал об этом процессе, не буду останавливаться на деталях.

Шторки затвора с этой стороны целые, но резиновое покрытие, увы, облупилось.

Были изготовлены новые шторки, и весь механизм тщательно промыт.

Финальный результат вы уже видели в начале. Из-за сильного облупившегося покрытия корпус пришлось полностью перекрасить.

Всем добра и берегите себя! По вопросам ремонта фототехники — пишите в Telegram: ekilevph.

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Фотоаппарат "Старт" 1959г.