Детальный ремонт и история фотоаппарата «Старт»: восстановление легенды

Введение в ремонт и исторический контекст

Сегодня в ремонт поступил интересный экземпляр — фотоаппарат «Старт». Я питаю особую слабость к этим камерам, у меня их целая коллекция, и позже я обязательно расскажу о более ранних версиях. Несмотря на репутацию ненадежных аппаратов, этот конкретный «пациент» демонстрирует, что они были способны на долгую и верную службу. Все следы износа на его корпусе — это отметины времени и активного использования, что вызывает уважение.

Для понимания значимости этой модели стоит обратиться к истории. После оглушительного успеха «Зенитов» в конце 1950-х годов, Красногорский механический завод (КМЗ) представил новую модель профессионального уровня — «Старт». Интересно, что в ту эпоху завод экспериментировал с названиями: развитие «Зоркого» стало «Другом», а «Зенит» превратился в «Кристалл». Однако старые имена были настолько узнаваемы, что в итоге все последующие модели, включая профессиональную линейку, выходили под проверенными брендами «Зенит» и «Зоркий». Так, «Зенит 3М» — это и есть бывший «Кристалл», а нишу профессиональных аппаратов, которую начал занимать «Старт», впоследствии унаследовали модели «Зенит» 4, 5 и 6.

Начало разборки и диагностика

Передо мной стояли конкретные задачи по ремонту: потрескавшиеся шторки затвора, нестабильные выдержки и неработающий автоспуск. Приступим к разборке.

Первым делом снимаем ручки взвода и обратной перемотки. Данный аппарат относится ко второй ревизии «Старта», для которой характерны упрощенные ручки. В третьей ревизии они и вовсе стали штампованными. Обратите внимание на призму видоискателя в правом верхнем углу — она здесь сменная, что было прогрессивным решением для своего времени.

Далее демонтируем кадровое окно, нож для отрезания пленки и верхнюю крышку корпуса.

После этого можно аккуратно извлечь всю внутреннюю механическую «начинку» из корпуса. Обычно для этого требуется отпаять провода синхроконтакта, но в этом экземпляре они изначально отсутствовали. Предыдущий мастер пошел на упрощение: оба контакта были замкнуты перемычкой, что полностью отключило режим синхронизации «М» (для ламп-вспышек).

На этом месте должны припаиваться провода, замыкающие контакт в момент подъема зеркала.

Обратите внимание: Экономный ремонт Iphone 8.

Режим «М» требует, чтобы вспышка срабатывала не в момент открытия шторки, а чуть раньше, как раз когда зеркало поднимается.

Шторки на вид еще могли сойти за целые, но, к сожалению, они полностью пересохли и пропускали свет. Их замена была неизбежна. Интересная деталь: слева внизу видна маленькая железка — это тормозок для шторок. На «Стартах» его наличие было необязательным, видимо, устанавливали в зависимости от партии комплектующих.

Полная разборка затвора и чистка

Следующий этап — аккуратно распутать узел тросиков (лебедок), отсоединить механизм зеркала и полностью разобрать затвор, чтобы снять его нижнюю часть.

В результате зеркальный блок остается вверху, а сам затворный механизм — внизу. Теперь можно снять старые, потрескавшиеся шторки.

Множественные трещины хорошо видны. Вторая шторка находилась в аналогичном состоянии. Оси, на которые они наматывались, были покрыты застаревшей, засохшей смазкой.

К счастью, теперь у меня есть ультразвуковая ванна, которая позволяет отмыть все детали до идеальной чистоты, не прибегая к долгому ручному отмачиванию.

Результат говорит сам за себя. Нижняя часть затвора была вымыта с тем же тщанием.

Замена комплектующих и восстановление функций

Хотя меня об этом прямо не просили, я решил заменить старую, выгоревшую и растянутую веревочку-трос. Она явно отработала свой срок.

На место старой установлена новая, надежная. Далее были сшиты и установлены новые шторки для затвора.

Важный нюанс: одна из борток (бортовок) — тканевых окантовок шторки — длиннее другой. Это не ошибка, а особенность конструкции «Стартов», так и было задумано.

На этом этапе я восстановил родную систему синхронизации. Установил новые зеленые провода (которые ранее отсутствовали) и вернул левый контакт в правильное положение (до этого он был замкнут накоротко).

Часть старых тесемок-лент была в хорошем состоянии и оставлена, для другой пары были пришиты новые.

Сборка пошла в обратном порядке: прокинута новая лебедка, все отрегулировано. Чистый, отлаженный механизм — зрелище, приносящее удовлетворение.

При установке механизма обратно в корпус были аккуратно припаяны новые провода к своим контактам. Здесь же виден установленный защитный щиток, закрывающий механизм привода зеркала.

Сверху на выводы синхроконтакта припаяны отдельные провода, убрана старая перемычка, что вернуло камере полноценную работу со вспышкой.

Сопутствующий ремонт и финальная сборка

Помимо основного ремонта, были заменены и другие узлы. Автоспуск был заменен на донорский (его предоставил заказчик). Замедлитель выдержек также вышел из строя — его храповик проскальзывал, поэтому он был целиком заменен на исправный из моих запасов.

На фото справа — старый автоспуск, на котором явно видна сломанная пружина. Также обнаружилась поломка оси ролика подачи пленки на задней крышке. Для нее была изготовлена новая ось и аккуратно вклеена на место.

После всех манипуляций аппарат был окончательно собран.

В качестве финального штриха я наклеил новый кружок кожи на ручку взвода, так как оригинальный был утрачен. Для «Стартов» это частая проблема, иногда отсутствуют оба таких накладки.

Заключение

На мой взгляд, легкая патина возраста этому аппарату даже к лицу. Он явно долгие годы исправно трудился, и это прекрасно. Несмотря на внешние следы времени, внутри он теперь как новенький. Например, защитный щиток за байонетом, который обычно облезает, здесь сохранился в отличном состоянии.

Более подробный обзор этой модели, с фотографиями и рассказом об объективах, я подготовлю позже на примере аппарата из своей коллекции. А на сегодня — все.

Всем добра, берегите себя. Связь через Telegram: ekilevph.

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Ремонт фотоаппарата "Старт".