Воскрешение раритета: как я восстановил китайский игровой смартфон Much W3D и получил уникальный гаджет

История игровых смартфонов полна интересных, но часто забытых устройств. Будучи энтузиастом, я всегда искал гаджет, который бы идеально сочетал в себе возможности телефона и портативной консоли. На этом пути мне довелось починить множество нерабочих аппаратов. Недавно я приобрел за символическую сумму в 1000 рублей уникальный китайский смартфон Much W3D, который не подавал признаков жизни, и сумел вернуть его к работе. Если вам интересны детали ремонта и возможности этого необычного устройства, добро пожаловать в подробный рассказ!

❯ Предисловие: эпоха экспериментов

Принято считать, что золотая эра необычных мобильных устройств пришлась на 2000-е и начало 2010-х годов. Производители экспериментировали с форм-факторами: слайдерами, раскладушками, аппаратами с QWERTY-клавиатурами. Параллельно с этим зарождалась идея игрового телефона. Пионерами стали Sagem MYG-5 (2002) и культовая Nokia N-Gage (2003).

С развитием «мобилок» стало ясно, что игры займут важное место. Я до сих пор ищу Nokia N-Gage для будущих материалов. Если у кого-то завалялся этот легендарный аппарат и есть желание его продать, дайте знать в комментариях!

На западном рынке после N-Gage игровых устройств было катастрофически мало. Вспомнить можно разве что игровой контроллер Sony Ericsson EGB-10 для старых телефонов и слайдер Sony Ericsson F305 2008 года с игровыми кнопками, для которого, увы, вышла всего одна игра с их поддержкой.

Настоящую надежду вселил выход Sony Ericsson Xperia Play в 2011 году. Это был Android-смартфон с выдвижным геймпадом, созданный при поддержке PlayStation. Время было идеальным: мобильный гейминг цвел, игры были качественными и не заточены под донаты. Казалось, найдено идеальное решение. Однако коммерчески Play не стал успешным. Он конкурировал по цене с Samsung Galaxy S2, но уступал в мощности, а прогресс в те годы был стремительным — уже к 2013 году его настигли даже бюджетные модели.

На этом история игровых смартфонов для Запада, по сути, закончилась. Но в Азии всё было иначе! Еще в 2011 году китайская компания выпустила MOPS Shadow T800, который даже получил поддержку от Gameloft.

А в 2012 году шэньчжэньская фирма iReadyGo запустила целую линейку игровых смартфонов Much, включавшую несколько поколений устройств. Одна из моделей, Func Much-01 (она же iReadyGo Much i5), даже добралась до России. Именно к этому семейству относится мой новый питомец — Much W3D.

Наткнувшись на форуме на владельца W3D, я узнал, что устройство не работает — якобы «отвалилась» eMMC-память. Мой интерес взял верх, и мы сошлись на цене в 1000 рублей. Аппарат приехал даже в оригинальной коробке, за что отдельное спасибо продавцу.

❯ Ремонт: от диагностики до первого запуска

Первичный осмотр показал, что устройство абсолютно «мертво» — не реагировало даже на зарядку. Однако измерения показали, что контроллер питания жив и пытается вытащить аккумулятор из глубокого разряда. После поднятия напряжения до рабочих 3.4-3.5 В смартфон всё равно зависал. Подозрение пало на eMMC-память. Подключение к ПК подтвердило догадку: система определила «MediaTek USB Port» — режим аварийной загрузки (BootROM).

Для чипсетов MediaTek процесс загрузки состоит из трех ключевых этапов:

  • BootROM — неизменяемый код, «зашитый» в процессор на заводе. Он инициализирует чипсет и ищет следующий загрузчик на флеш-памяти. Если не находит — переходит в режим ожидания прошивки (тот самый MediaTek USB Port).

  • Preloader (Предзагрузчик) — записан в память устройства. Его задача — настроить оперативную память (DRAM) и подготовить систему к запуску основного загрузчика. Именно он на секунду определяется на ПК перед началом загрузки. Раньше его прошивку на китайских аппаратах не рекомендовали: если в его таблице не окажется поддержки конкретной флеш-памяти в устройстве, загрузка прервется.

  • lk (Little Kernel) — аналог U-Boot. Отвечает за инициализацию дисплея, питание, проверку подписи ядра и загрузку Android. В зависимости от нажатых кнопок он может запустить систему, рекавери или тестовый режим.

К счастью, в сети чудом сохранилась стоковая прошивка для W3D. Я прошил ее с форматированием, и устройство ожило... но лишь отчасти.

Смартфон загружался до логотипа и зависал. Проблема напомнила «болезнь» некоторых старых Lenovo на MediaTek, которые могли терять загрузчик при полном разряде батареи. Чтобы получить контроль, я пропатчил образ ядра (boot.img), включив отладку по USB (adb). Для этого в файле default.prop нужно было выставить ro.debuggable=1, ro.secure=0 и persist.sys.usb.config=adb.

Затем я портировал кастомное рекавери TWRP, взяв за основу сборку для другого устройства и заменив ядро на родное. После перезагрузки в TWRP через adb и форматирования разделов data и cache система наконец-то загрузилась!

Однако возникла новая проблема: при прошивке я не сделал бекап NVRAM — раздела, где хранятся IMEI, MAC-адреса и настройки модема. На старых чипсетах MediaTek его восстановление было простым, но на MT6592 в этом телефоне всё оказалось сложнее. Модем отказывался работать.

Решение нашлось неожиданно: в моей коллекции был еще один подобный девайс. Скопировав с него недостающие системные файлы, связанные с модемом, я перенес их на W3D — и связь заработала! Оказалось, в стоковой прошивке не хватало некоторых критических компонентов.

❯ Знакомство с устройством: железо и софт

Итак, что же представляет собой Much W3D? Это смартфон 2013-2014 годов на базе некогда топового 8-ядерного чипсета MediaTek MT6592 (Cortex-A7) с графикой Mali-450. Объем оперативной памяти — 2 ГБ, встроенной — 16 ГБ, что для своего времени было отличными показателями.

Устройство поддерживает только 3G, но для звонков и базового интернета этого достаточно. Сети 2G, скорее всего, будут работать еще много лет. Аппаратные кнопки геймпада утоплены в корпус и не мешают в режиме телефона.

Особо радует качественный 5-дюймовый IPS-экран с разрешением 1280x720. По современным меркам скромно, но для игр и эмуляторов более чем достаточно — даже разрешение PlayStation Vita было ниже.

Из коробки стоит Android 4.2. Система устарела, но для многих задач еще пригодна. Например, клиенты ВКонтакте (вроде Kate Mobile) и Telegram X работают вполне сносно, позволяя общаться и слушать музыку.

С веб-серфингом сложнее: старый браузер не поддерживает современные стандарты безопасности (TLS 1.2). Opera Mini кое-как справляется, но многие динамичные сайты уже не откроются.

❯ Главный тест: игровые возможности

Самое интересное — конечно, игры. Я протестировал как эмуляторы, так и нативные проекты того времени.

С 8-битными и 16-битными консолями (NES, Sega Mega Drive) проблем нет — всё летает. Все кнопки геймпада отлично настраиваются в эмуляторах.

Настоящим вызовом стал эмулятор PSP. Производительность сильно зависит от игры, но многие проекты (особенно с патчами, убирающими тяжелые эффекты) идут на стабильных 30 FPS. Для смартфона 2014 года это отличный результат, сравнимый с флагманами того времени.

Перейдем к нативным Android-играм:

  • Need for Speed: Most Wanted (2012): Идет на стабильных 25-30 FPS в родном разрешении. Правда, управление с геймпада не поддерживается — пришлось использовать встроенный маппер, эмулирующий касания.
  • Grand Theft Auto: San Andreas: Идеально распознала аппаратные кнопки! Для комфортной игры на высоких настройках пришлось лишь отключить тени. Не хватает только второй пары триггеров — некоторые действия перенесены на экран.
  • Asphalt 8: Airborne: Запускается и работает хорошо, но с геймпадом тоже не дружит — снова помог маппер. Интересно, что игры Gameloft того периода часто игнорировали физические контроллеры.

Грустно осознавать, что многие из этих игр сегодня либо сломаны микроплатежами, либо удалены из магазинов. На таком устройстве особенно остро чувствуется ушедшая эпоха «честных» платных тайтлов.

❯ Заключение и поиск раритетов

Вот такая история восстановления уникального гаджета. Much W3D — живое свидетельство эпохи экспериментов, когда китайские производители не боялись создавать нишевые устройства. Если вы тоже загорелись идеей найти подобный аппарат, ищите на барахолках по запросам вроде «iReadyGo Much» или «игровой смартфон с геймпадом».

Если тема ремонта, моддинга и программирования старой техники вам близка, буду рад видеть вас в своем Telegram-канале «Happiness Fan Club» и на YouTube. Там я делюсь техническими подробностями, которые не всегда попадают в статьи.

И важное объявление! В рамках подготовки новых материалов объявляю поиск необычных устройств. Меня интересуют:

  • Китайские игровые телефоны 2000-2010-х (с джойстиками или кнопками A/B на корпусе), часто с предустановленными эмуляторами. Хочу портировать на них современные эмуляторы и рассказать об этом.
  • Старые смартфоны (2010-2014) от Samsung, Apple, Xiaomi (первые Mi), Meizu на Exynos. Они отлично поддаются моддингу.
  • Особенно экзотика: телефоны Motorola на Linux (RAZR V8, ROKR серии и др.) — они имели мощные процессоры и могли запускать Quake!

Если у вас есть что-то подобное и вы готовы продать или даже подарить устройство для исследований, пишите в Telegram (@monobogdan) или в комментариях. Каждый такой гаджет — возможность сохранить кусочек технологической истории.

Статья написана при поддержке TimeWeb Cloud. Подписывайтесь на меня и @Timeweb.Cloud, чтобы не пропускать новые материалы!

[Мой] Опрос Мобильный телефон Купить гаджеты Android Игровая консоль Ремонт устройств Модификация MediaTek Mobile Видео Короткое видео Длинный пост 20

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Как я отремонтировал уникальный смартфон-игровую консоль из Китая и стал обладателем ультимативного гаджета.