В своем блоге я часто делюсь историями о различных устройствах для разработчиков — это могут быть комплекты для создания портативных гаджетов, инженерные прототипы и тому подобное. Недавно, бродя по китайской барахолке в поисках интересных девайсов для будущего материала, я наткнулся на необычный игровой смартфон. Он был оснащен редким процессором и стоил всего 1000 рублей. Изучив информацию в сети, я выяснил, что устройство было создано небольшим стартапом для локального китайского рынка. Когда же телефон оказался у меня в руках, стало ясно — это не серийная модель, а уникальный инженерный прототип, о котором практически нет данных в интернете. В этой статье я расскажу, почему этот прототип, вероятно, последний в своем роде, что он из себя представляет, какие у него есть скрытые особенности, а также как я исправил некоторые ошибки в прошивке, которые не успели устранить сами разработчики. Интересно? Тогда давайте погрузимся в детали!
❯ Исторический контекст: от кнопочных телефонов к игровым смартфонам
В одной из своих предыдущих статей я уже писал о китайском игровом телефоне с двумя процессорами, где инженеры пошли нестандартным путем, установив полноценный аппаратный клон вместо программной эмуляции. В том материале мы затронули историю мобильных игр, вспомнили Nokia N-Gage и ее предшественника — модель 3300, а также обсудили любопытные разработки китайских «гаражных» производителей.
Характеристики кнопочных телефонов 2000-х годов были весьма скромными: обычно это был процессор ARMv5 с частотой 100-200 МГц, 4-32 МБ оперативной памяти, около 32-64 МБ встроенной памяти и экран с разрешением от 128x160 до 240x320 пикселей. Несмотря на такие ограниченные ресурсы, разработчикам удавалось создавать быстрые программные растеризаторы для 3D-графики и умещать в память телефона целые 3D-ролевые игры.
С приходом на рынок Android и iOS в смартфонах начали массово появляться 3D-ускорители, что вывело графику на качественно новый уровень, приблизив ее к возможностям портативной консоли PSP! Например, в первом iPhone уже был установлен чипсет Samsung с графическим процессором PowerVR MBX Lite, а в первом серийном Android-смартфоне HTC Dream использовался процессор Qualcomm с видеочипом ATI Imageon Z430 (позже известный как Adreno 200). Это изменило мобильный гейминг навсегда: стали появляться клоны Need for Speed, Grand Theft Auto и других популярных игр, которые выглядели достойно и работали с хорошим FPS. Со временем на смартфоны начали портировать и полноценные игры с других платформ.
В 2011 году компания Sony Ericsson осознала потенциал современного «железа» для создания продвинутого устройства, сочетающего функции телефона и игровой консоли. Так 1 апреля появился легендарный Xperia Play с уникальным слайдером, позаимствованным у PSP Go, и интересным сенсорным аналогом джойстика.
Однако у Xperia Play был существенный недостаток: при довольно высокой цене его аппаратная начинка практически не отличалась от других устройств среднего класса, таких как Xperia Arc или Neo. По производительности смартфон немного уступал флагманам вроде Galaxy S II, а учитывая стремительное развитие технологий, со временем пользователям стало не хватать его мощности. В том же 2011 году китайский стартап Beijing Wenhe Times Technology Co., Ltd. представил свое видение доступного игрового Android-смартфона под названием MOPS Shadow T800.
У компании были амбициозные планы: они запустили сайт, форум, разработали собственный магазин приложений и заключили партнерство с такими компаниями, как Gameloft. Поэтому T800 поставлялся с игрой Assassin's Creed Altair Chronicles. Помимо эргономичного дизайна с аналоговыми стиками и четырьмя игровыми кнопками, интересна и аппаратная часть: внутри установлен необычный для того времени процессор Marvell PXA 920 2009 года выпуска и видеоускоритель Vivante GC600. Устройство имело 512 МБ оперативной памяти, 256 МБ встроенной памяти и TN-экран с разрешением 480x800 пикселей.
Примерно в 2012 году MOPS начала разработку второй версии своего игрового смартфона — T810. Однако в 2013 году сайт компании по неизвестным причинам закрылся, вероятно, из-за банкротства. После этого активы компании, включая мобильные прототипы, такие как тот, что оказался у меня, были распроданы.
По счастливой случайности этот смартфон пережил все эти годы и был продан китайским продавцом как полурабочее устройство. В описании указывалось, что телефон «медленный», работает на «старой версии Android», «не имеет аналоговых стиков» и стоит всего 70 юаней (около 1000 рублей). Как любитель покопаться в ретро-гаджетах, я сразу же его приобрел, даже не подозревая о подвохе...
Поскольку я покупал смартфон на китайской площадке, для доставки мне понадобился посредник. В этом мне помог подписчик Роман, а сервис YouCanBuy обеспечил доставку устройства в Россию в целости и сохранности. Также хочу поблагодарить подписчика Андрея, который одолжил мне необходимую сумму — благодаря этим людям у меня появилась возможность подготовить эту статью и пополнить свою коллекцию уникальным устройством :)
❯ Первое знакомство и обнаруженные странности
Когда смартфон оказался у меня, я сразу же его осмотрел. Устройство в целом было работоспособным, за исключением аналоговых стиков. Изначально я не был уверен, должны ли они работать в принципе, ведь в те годы в Android не было единого стандарта для обработки ввода с кнопок геймпада. Например, на Xperia Play стики не работали в системном меню.
Меня насторожило, что при нажатии кнопки «Игра» в Play Store открывалось приложение «Камера». Для проверки я написал небольшое тестовое приложение, которое перехватывает все события ввода в системе. Игровые кнопки работали нормально, а вот джойстики никак не реагировали — ни на события движения, ни на события трекбола.
Я проверил файл раскладки клавиатуры, который связывает скан-коды из драйвера ввода Linux с подсистемой ввода Android, и обнаружил, что джойстики были описаны как «стрелки». Система, казалось, знала об их существовании. Предположив аппаратную неисправность, я решил разобрать устройство — к счастью, это было несложно. Процесс напоминал разборку Nokia N8: откручиваем 6 винтов под задней крышкой, снимаем верхнюю и нижнюю заглушки и откручиваем еще несколько винтов. После этого можно снять заднюю часть корпуса и получить доступ к материнской плате.
Конструкция оказалась продуманной! Сняв пластиковую крышку и извлекая джойстик, я испытал дежавю — это был точь-в-точь джойстик от PSP 3000! Да, инженеры действительно установили сюда компонент от портативной консоли Sony! Я переподключил шлейф джойстика, но это не дало результата — он по-прежнему не работал...
Тут у меня появились первые подозрения, что это не обычный серийный смартфон. Я решил проверить, подключены ли контакты джойстика к чему-либо, и измерил сопротивление всех контактов разъема относительно земли. Обычно аналоговый джойстик подключается к АЦП процессора или к внешнему АЦП, который общается с процессором по шине i2c или SPI. Контакты явно были куда-то подключены, но куда именно — определить не удалось. Я начал склоняться к мысли, что проблема носит программный характер.
Далее я решил проверить, какие драйверы устройств загружены в систему. Через оболочку adb я изучил все event-устройства в каталоге /dev/input/ — все выглядело нормально, но ни одно из них не реагировало на движения джойстика.
Сверив файл build.prop с конфигурацией системы, я начал складывать пазл. Во-первых, я заметил, что прошивка собрана с тестовым ключом (test-keys). Это отладочная сборка для разработчиков, предназначенная для устройств на стадии разработки. Серийные устройства с такими ключами встречаются крайне редко. Кроме того, команда adb root работала, что давало мне права суперпользователя.
Во-вторых, я обратил внимание, что в системе не была установлена карта MicroSD, но при этом в списке смонтированных устройств она фигурировала, просто в неверной директории. Благодаря root-доступу мне удалось перемонтировать ее правильно и заставить работать.
В-третьих, IMEI смартфона был указан как «352273017386340» — это стандартный «заглушечный» IMEI, который используется на китайских телефонах, если устройство еще не получило уникальный номер из пула, или же это IMEI от Nokia 7610. На серийных T800 под крышкой обычно есть наклейка с IMEI, а здесь ее не было — даже следов клея.
В-четвертых, в интернете не было никакой информации о T810 — ни на форумах, ни на сайте компании. Дата сборки прошивки (октябрь 2012 года) была очень близка к дате закрытия сайта в 2013 году. Все это указывало на то, что передо мной ранний инженерный прототип, который просто не успели завершить из-за возможного банкротства компании. Драйверы для аналоговых джойстиков, судя по всему, не были готовы и не вошли в прошивку. Учитывая небольшой масштаб разработки в таких стартапах, ранних прототипов могло быть всего 10-20 штук. Если большинство из них были утилизированы, то этот смартфон с высокой вероятностью может быть последним уцелевшим прототипом в мире...
Что ж, возможно, аналоговые джойстики нам и не светят, но остальные кнопки работают исправно. Давайте посмотрим, на что был способен бы этот смартфон, если бы его все-таки запустили в серию!
❯ Внутреннее устройство и возможности
После загрузки нас встречал чистый Android 4.0.3 без кастомной оболочки. Как и положено прототипу, набор предустановленных приложений был минимальным — только стандартные программы Android. Поскольку устройство ориентировалось на китайский рынок, Google Play здесь отсутствовал.
Хотя Android 4.0.3 сегодня практически не поддерживается современными приложениями, существуют энтузиасты (включая меня), которые создают софт, чтобы продлить жизнь старым версиям ОС. Например, в прошлом году я сделал клиент Telegram для Android 1.5 и запустил его на одном из первых в мире серийных Android-смартфонов с компактной QWERTY-клавиатурой.
Давайте оценим возможности устройства. CPU-Z показал, что смартфон построен на чипсете Spreadtrum SC8810: одно ядро Cortex-A5 с частотой 1 ГГц, графический процессор Mali 300, 512 МБ оперативной памяти (стандарт для бюджетников того времени) и всего 256 МБ встроенной памяти — этого явно недостаточно для комфортной работы без карты microSD. Экран использовал ту же TN-матрицу с разрешением 480x800, что и в предыдущей модели T800. В целом, типичные характеристики бюджетного устройства конца 2012 года.
Я записал тестовый геймплей и выложил его отдельным видео. Для удобства есть ссылки как на YouTube, так и на VK.
❯ Итоги и размышления
Итак, я приобрел этот интересный смартфон всего за 1000 рублей. Видеть прототипы игровых устройств — большая редкость, особенно в наших краях! Сама концепция игрового Android-смартфона очень интересна, и на китайском рынке были свои серийные модели, но у MOPS была уникальная особенность — эргономика, напоминающая обычный смартфон, но с игровым контроллером.
Устройство действительно удобно лежит в руках! Без шуток.
Надеюсь, вам было интересно! Напишите в комментариях, что вы думаете: нужны ли игровые телефоны в 2025 году? Сталкивались ли вы с чем-то подобным?
Если вам близка тема моддинга, программирования и восстановления ретро-гаджетов, подписывайтесь на мой Telegram-канал «Клуб любителей глупостей», где я публикую дополнительные материалы, анонсы статей и интересные длинные посты. Если хотите поддержать меня финансово, это можно сделать через Boosty. Также я регулярно выкладываю видео на YouTube-канал.
Важное объявление! В поиске устройств для будущих статей!
Друзья! В рамках подготовки материала о разработке самодельных игр для необычных устройств объявляю поиск мобильных телефонов и консолей! В 2000-х китайцы часто делали дешевые телефоны с игровым уклоном — у них обычно был какой-нибудь геймпад (джойстик) или хотя бы две дополнительные кнопки для функций A/B, а также предустановленные эмуляторы NES/Sega. Фишка в том, что на таких телефонах можно запускать нативный код и портировать новые эмуляторы, чем я и планирую заняться, а затем подробно об этом рассказать. Если у вас есть подобный телефон и вы готовы его подарить или продать, напишите мне в Telegram (@monobogdan) или в комментариях. Также интересны игровые контроллеры для Android-смартфонов (например, Func Much-01, который был на нашем рынке).
Интересные штуки? Мне нравится с ними возиться и писать для них софт.
Также ищу старые (2010-2014 гг.) реплики смартфонов марок Samsung, Apple и т.д. Они часто используют любопытные чипсеты и хорошо поддаются моддингу — у меня уже есть несколько статей на эту тему, но идей еще много! Возможно, у кого-то сохранились первые смартфоны Xiaomi (серия Mi), Meizu (еще на Exynos) или телефоны Motorola (вроде EM30, RAZR V8, ROKR Z6, ROKR E2, ROKR E5, ZINE ZN5), на которые можно поставить Linux. Я хочу подготовить о них специальный материал, так как они использовали мощные для своего времени процессоры и поддавались серьезному моддингу — некоторые даже могли запускать Quake! Огромное спасибо всем, кто помогает с поиском!
Все свои проекты я храню у одного облачного провайдера — Timeweb. Поэтому смело рекомендую то, чем пользуюсь сам — добро пожаловать!
Всего голосов: Всего голосов: [Мое] Расследование Android Смартфон Покупка Гаджет Игровая консоль DendyNESSega Прототип Редкий телефон Китай Видео YouTube Видео VKL Длинный пост 19Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Как я случайно купил последний в мире прототип игрового смартфона и доработал его до ума.