Что скрывают дешевые китайские консоли с AliExpress: разбор железа и софта гаджетов за тысячу рублей


В прошлый раз я рассказывал о легендарном Тетрисе и его процессоре. Судя по откликам, тема разбора внутренностей редких и необычных устройств вам интересна. Наверняка многие любители игр, особенно ретро, замечали на маркетплейсах вроде AliExpress «новодельные» консоли с индексами X7, X12 и им подобными. Они часто копируют дизайн Nintendo Switch и предлагают целую библиотеку пиратских игр прямо из коробки. В этой статье мы вместе разберемся, что же находится внутри этих устройств, на каком чипсете они работают, изучим их программную платформу и найдем связь с MP5-плеерами из нулевых. Если вам любопытно — добро пожаловать под кат!

История вопроса: откуда взялись эмуляторные консоли


Стоит признать, что игровые консоли с предустановленными эмуляторами ретро-систем — явление далеко не новое. Они пользуются спросом с середины-конца нулевых, привлекая покупателей невероятно низкой ценой, огромным количеством игр и дополнительным функционалом. Основная целевая аудитория — дети, для которых важен сам факт игры, а не графика или сложный геймплей. Хотя и среди взрослых находится немало желающих вновь испытать ностальгию по играм из детства.


Принято считать, что рынок портативных консолей принадлежит Nintendo и Sony. Однако сегодня это не совсем так. Появились самостоятельные бренды, выпускающие специализированные ретро-устройства. Например, Miyoo с собственным дистрибутивом Linux, позволяющим запускать не только эмуляторы, но и нативный софт, или Anbernic, чьи устройства совмещают функции Android-смартфона и игрового гаджета. Можно вспомнить и нашумевшую Sup GameBox — ультрабюджетную консоль (около 800 рублей) с играми для NES (Dendy), поддержкой подключения к ТВ и игры вдвоем.


История «эмуляторных» консолей богата на культовые устройства. Опытные энтузиасты помнят Dingoo A320, очень популярную в свое время консоль с поддержкой сторонних эмуляторов и нативных игр. Ее популярность взлетела после портирования Linux на MIPS-чипсет Ingenic JZ4760, что открыло дорогу множеству эмуляторов и портов игр. Устройство вышло в 2009 году.


Ее духовным наследником стала Ritmix RZX-50 на том же чипсете от Ingenic, но с увеличенной оперативной памятью и более эргономичным дизайном, сменившим «кирпичную» форму A320. Она появилась в 2012 году.


К 2012-2013 годам на рынке появились «эмуляторные» консоли на базе планшетного железа и Android. Они использовали различные чипсеты: Amlogic AML8726-M3, AllWinner A10, а в топовых — Rockchip. Это стало новым витком развития рынка. Помимо эмуляторов, такие устройства тянули множество Android-игр того времени, что было впечатляюще для эпохи, когда смартфоны были не у всех. Кроме того, они часто заменяли планшеты, имея Wi-Fi, а иногда и 3G. Среди таких устройств выделялись продукты от JXD и их локализации в России: Exeq, Func, Smaggi и другие. Сегодня эти устройства можно найти на вторичном рынке буквально за копейки — рабочий экземпляр обойдется примерно в 500 рублей.


Не говоря уже о множестве «безымянных» устройств, которые просто выходили на рынок под разными названиями. Совсем недавно его заполонили очень дешевые консоли, стилизованные под PS Vita и Nintendo Switch. У них обычно нет бренда, только обозначения вроде X7 или X12 (вероятно, указывающие на размер экрана). Программно они могут различаться даже в одинаковых корпусах. Производители обещают тысячи встроенных игр, видеоплеер и даже камеру. На AliExpress и российских маркетплейсах они стоят 2-3 тысячи рублей, а на барахолках почти новое устройство можно взять за 1000-1500 рублей. Именно так я и поступил, купив X12 Plus за 1000 рублей с интересной мне прошивкой. Правда, с небольшим дефектом: левый аналоговый стик не работал в направлении вниз. И вот консоль у меня в руках — самое время ее изучить!

Распаковка и первое впечатление


Устройство поставляется в небольшой коробке с кратким описанием характеристик. Маркетинг производителя забавен: говорится о «профессиональном» игровом чипе и множестве игр. В целом, производитель не обманывает — игр действительно много, некоторые даже вынесены в главное меню.


Комплектация скромная: зарядное устройство, кабель для TV-Out (хотя чипсет поддерживает HDMI, и он может быть на других ревизиях), инструкция и сама консоль. Устройство ощущается довольно крупным, особенно после привычного форм-фактора PSP.


На корпусе есть кнопка включения и физический рычажок питания, который, судя по всему, напрямую размыкает цепь с аккумулятором, чтобы предотвратить его разряд при долгом хранении.

Внутреннее устройство: что под капотом?


Давайте разберем устройство и посмотрим, что внутри. Как я уже упоминал, у консоли были проблемы со стиком и тугим левым триггером. Самое время заглянуть внутрь, обслужить ее и узнать, на чем она работает. Разбирается девайс просто: четыре винта и крышка снимается с защелок.


Внутри мы видим аккумулятор, приклеенный к плате, припаянный динамик (на корпусе есть место под второй, а на плате — контакты для него), а на некоторых моделях — коаксиальную антенну. Сборка и разводка платы не вызывают нареканий — производство таких консолей было отлажено более 10 лет назад.

Ремонтопригодность у этих устройств высокая: резиновые мембраны для кнопок можно найти в донорах, динамики подходят от некоторых планшетов, в качестве аккумулятора можно использовать даже BL-4C, а о дисплеях мы поговорим отдельно.

А вот и причина неисправности триггера. Боковые SMD-кнопки имеют свойство отламываться при активном использовании. У них два сигнальных и две крепежных ножки — последние часто ломаются. Лечится это просто: можно снять шелкографию и добавить припой для прочности, а можно посадить кнопку на клей. Я обычно капаю клей под основание кнопки и пропаиваю — работает надежно.


Переходим к стикам. Они взаимозаменяемы и их можно выпаять из других китайских консолей. Конструкция проста: по сути, это два переменных резистора, выдающих напряжение от 0В до 3.3В по каждой оси. Разбираются легко: поддеваем крепления с длинной стороны и аккуратно разбираем. Часто достаточно почистить контакты, и все заработает.


Несмотря на аналоговую конструкцию, в большинстве подобных устройств стик обрабатывается как цифровой — то есть распознаются только дискретные направления: влево, вправо, вверх, вниз.

Обратите внимание: Гулял по городу и наткнулся на таксофон. Интересно, работают ли они еще..

Часто отсутствует возможность одновременного нажатия нескольких направлений, что может быть проблемой в некоторых играх.


Самое интересное — на обратной стороне платы. Отпаиваем аккумулятор, откручиваем винты, отсоединяем шлейфы и извлекаем материнскую плату. Характеристики нашего устройства:

  • Чипсет: ATJ2279B.

  • ОЗУ: Одна микросхема DDR1 NANYA на 64 МБ. Такие чипы уже давно не производятся.

  • NAND-память: Infineon 29FI6808CCMEI. На чипе маркировка ©'09. Возможно, этот чип пролежал на складе с 2009 года — более 14 лет! Даташит на него не нашелся, на коробке заявлено 16 ГБ, система видит 8 ГБ.

  • Дисплей: На этот раз довольно «свежая» матрица MLHD5 2022 года выпуска.


ATJ2279B — это система на кристалле (SoC), архитектура которой восходит к 2010 году. Да, за 13 лет в этих устройствах почти ничего не изменилось, кроме портирования новых эмуляторов. На чип есть подробный даташит, описывающий его возможности.

  • Вычислительное ядро: MIPS, частота до 450 МГц, с 16 КБ кэша данных и 16 КБ кэша инструкций.

  • Графический процессор: 2D-ускоритель с поддержкой OpenVG 1.0. В прошивке, судя по всему, не используется — анимации подтормаживают.

  • Память: Контроллер DDR1/DDR2 с поддержкой до 256 МБ и контроллер NAND-памяти с коррекцией ошибок и ремаппингом битых блоков. Теоретически на этом чипсете можно было запустить Android, но производительность была бы очень низкой.

  • Дисплей: Поддержка TTL-матриц с разрешением до 1024x1024.

  • Ввод: Матричная клавиатура и резистивный тачскрин.

  • Видеовыход: TV-Out. HDMI в чипсете есть, но на плате не разведен.

  • USB: Режимы OTG host и device.

  • Питание: 3.3-4.2В, встроенный контроллер заряда Li-Ion аккумуляторов с АЦП для мониторинга напряжения.


В начале статьи я упоминал связь с MP5-плеерами нулевых. Процессоры компании Actions Semiconductor (ATJ) как раз и использовались в тех устройствах в качестве мультимедийных решений — они включали DSP-сопроцессор для декодирования аудио и видео. Компания славилась тем, что предоставляла исходный код прошивки на базе RTOS UCOS-II с готовым плеером и драйверами. Это позволило множеству производителей выпускать дешевые устройства, кастомизируя лишь интерфейс. Со временем на эту платформу портировали эмуляторы, а прошивка научилась запускать сторонние бинарники (на флешке можно найти .so-библиотеки эмуляторов).

Так и появилось множество ультрабюджетных мультимедийно-игровых гибридов. Чипы Actions Semiconductor немного развивались — была даже версия G1000 с отдельным 3D GPU Vivante GC, способным тянуть игры уровня PS1, но серьезного прорыва в производительности это не дало.


Консоль JXD5000 на базе G1000.

Производитель предлагал собственный SDK для разработки игр и эмуляторов под эти чипы. Китайские студии делали под них игры, но в публичный доступ обычно утекали SDK только для конкретных устройств вроде Dingoo A320. Существует некий SDK с частичным исходным кодом прошивки, но инструкций по сборке нет.

Отдельно стоит сказать о дисплее. Подобные матрицы часто встречались в бюджетных планшетах 2010-2014 годов на чипах WM8650, AllWinner A10/A13, AMLogic AML8726-M и дешевых Rockchip. Поскольку родной дисплей не блещет качеством, можно провести апгрейд, взяв матрицу от нерабочего планшета. Отлично подходят 7-дюймовые матрицы от китайских реплик первого iPad. Это повышает ремонтопригодность — битые планшеты легко найти. Главное — сверять форму и распиновку шлейфа.


Родная матрица.


Матрица от реплики iPad в качестве апгрейда.

Общение с дисплеем идет по протоколу RGB через 60-пиновый шлейф со стандартной распиновкой (я привожу ее ниже). Дисплеи на 40, 50 и 60 пинов (от навигаторов и планшетов) обычно хорошо стандартизированы и взаимозаменяемы.


Собираем устройство обратно. Пора протестировать его в играх!

Тестирование в играх: как оно играет?


При включении нас встречает забавная заставка и главное меню со следующими разделами:


Какие эмуляторы доступны? Давайте посмотрим:

  • NES (Dendy)

  • SNES (Super Nintendo)

  • SMD (Sega Mega Drive)

  • GB (Game Boy)

  • GBA (Game Boy Advance)


В целом, неплохой набор. Но какова производительность? Проверим.

Эмулятор GBA работает отлично. Даже тяжелые 3D-игры вроде Need for Speed: Underground 2 идут без серьезных проблем и рассинхрона звука. Серьезных пропусков кадров я не заметил. То же можно сказать и о Street Fighter II:


Эмулятор Sega Mega Drive работает нормально. Иногда заметна коррекция скорости через пропуск кадров, но в целом играть можно. Странно, что при таком объеме памяти в консоли всего около 40 игр для NES, и среди них нет ни Earthworm Jim, ни Sonic the Hedgehog! 2.5D игры идут неплохо.


Эмулятор SNES работает сносно. Игр много, среди них встречаются интересные экземпляры вроде Metal Warriors — сайд-скроллера про огромного меха. С более тяжелыми играми, использующими альфа-канал, могут быть проблемы, но я их не тестировал.


Эмулятор NES, учитывая, что SNES и GBA работают хорошо, тоже не подводит. Для этой консоли здесь больше всего игр — несколько сотен. Поиска, к сожалению, нет, поэтому навигация по списку может быть неудобной.


В целом, консоль неплохо справляется со своей основной задачей — эмуляцией ретро-игр. Есть слабые места, но они не критичны. Устройство умеет подключаться к компьютеру как USB-флешка, что позволяет загружать новые игры, музыку, видео или книги (хотя для чтения дисплей не очень подходит — глаза быстро устают). Со звуком есть нюанс: возможно, у меня брак или разъем нестандартный, но работает только один канал. Качество звука на уровне MP3-плееров начала 2010-х, но до Hi-Fi, конечно, не дотягивает.

Выводы: стоит ли покупать?


На мой взгляд, сама платформа и идея перспективны, но реализация подкачала. Если бы китайцы выпустили нормальный SDK для разработчиков, возможно, появились бы порты новых эмуляторов и интересных инди-игр. Конечно, на этой консоли можно заменить дисплей на более качественный или установить аккумулятор большей емкости (места в корпусе много), но игровой опыт от этого улучшится незначительно. Если у вас ограниченный бюджет, я бы рекомендовал обратить внимание на старые консоли на Android: у них обычно лучше дисплеи, выше производительность, и они могут служить планшетом (клиенты ВК и YouTube на Android 4.x еще живы).

Вот так устроены бюджетные игровые консоли «под капотом». Эти устройства практически не изменились за последние 10 лет, но, возможно, в этом и нет необходимости? Они исправно выполняют свою функцию ультрадешевых развлекательных устройств, и это главное. Конечно, хотелось бы видеть версию с качественным IPS-экраном и полноценным аналоговым стиком, но такие устройства уже есть у более именитых производителей и в разных форм-факторах.

Покупать ли такой девайс? В качестве основного игрового устройства для себя — вряд ли. А в подарок ребенку для первого знакомства с ретро-играми — вполне возможно. Решать вам :)

Статья подготовлена при поддержке TimeWeb Cloud. Подписывайтесь на меня и @Timeweb.Cloud , чтобы не пропускать новые статьи каждую неделю!

[моё]ДевайсГаджетыИгрыКонсолиРетроDendyNESSfcSegaSega Mega DriveSmd-технологияЖелезоКитайцыКитайские товарыПокупкаДлиннопост 9 Поддержать Эмоции

Больше интересных статей здесь: Гаджеты.

Источник статьи: Дешевые китайские консоли с «AliExpress» — на чём работают бюджетные игровые гаджеты «за тыщу»?.