В этой статье автор делится опытом ремонта преобразователя напряжения (автотрансформатора) типа АСБ-0,3. Этот прибор был произведен в 1962 году Запорожским электротехническим заводом (ЗИЭ УССР) в соответствии с ГОСТ 7518-55 и заключен в карболитовый корпус.




Неожиданная проблема при вскрытии
В процессе ремонта устройство преподнесло неприятный сюрприз. В отличие от аналогичных моделей, таких как АОШ-0,3 или АПБ-1000, обмотки в этом трансформаторе оказались не медными, а алюминиевыми. Это стало неожиданностью для автора, так как он знал об использовании алюминия в более поздних тороидальных автотрансформаторах типа АПБ-630 "Юг", выпускавшихся с 1970-х годов, но не ожидал встретить его в устройстве 1962 года.
Кроме того, состояние прибора оставляло желать лучшего: оберточная бумага на обмотках рассыпалась из-за медленного термического разложения, а защитный лак потемнел от времени и нагрева.
Обратите внимание: "Ждите ответа..." Как дама пыталась дозвониться на единый телефон спасения.
Процесс восстановления
Для ремонта алюминиевых обмоток автор использовал специальную технику. Он нарастил провода, припаяв к ним медные контактные площадки ("чешуйки") с использованием специального флюса, предназначенного для пайки алюминия. После восстановления электрической части, катушки были изолированы новыми листами бумаги.

Результат ремонта
Несмотря на то, что внутренности преобразователя после многолетней службы выглядели не лучшим образом, устройство оказалось полностью работоспособным. После ремонта автотрансформатор успешно выдал напряжение в 125 вольт, подтвердив свою функциональность.
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Ответ на пост «Ретропонедельник №41. Автотрансформаторы АСБ-0,3 и АСБ-0,5».