Четыре часа с самолетами

Воспоминания летчика 85-го гвардейского истребительного авиационного полка о первом полете последнего на тот момент истребителя МиГ-29, 1986 год.

Последний мой полет на МиГ-23М состоялся 21 апреля. Немного странная запись в Летной книжке: полет по маршруту за облаками с тремя подвесными баками. Почти два часа я проболтался в эфире, чтобы попрощаться с "махолой". Зачем был нужен этот полет? Возможно, перед передачей самолета из полка на самолете проверяли выработку топлива? Не знать. Мы никогда не летали на танках с тремя баками.

МиГ-23 с тремя подвесными баками

Я вообще не помню, куда делись МиГ-23М с нашего аэродрома и кто их забрал. Мне не разрешили участвовать. Не помню, кто привез нам новые МиГ-29. Но когда первая партия совершила демонстративный проход по полосе, народ заволновался. Красавец-самолет никого не мог оставить равнодушным. Удачи пилоту в освоении нового самолета четвертого поколения. Нам давно нужен этот самолет на западных границах. Немного смутило отсутствие искры. Мы должны лететь без них. Но в этом была своя прелесть – новый опыт. Правда, режимы предпосадочного планирования МиГ-29 практически совпадали со старым самолетом. Это облегчало обучение. А вот стоимость ручки планирования и посадки, управляемость самолета на глиссаде и управление мощностью двигателя остались неизвестными. Кабина была выше, и вид был другим. Быстрее бы начать летать.

Сначала своим ходом вылетели командир полка и его заместитель. Отзывы пионеров полка о поведении самолета, тяге, скороподъемности и маневренности были восторженными. Это вдохновило пилотов и разожгло их нетерпение поскорее присоединиться к полету на современном истребителе.

Моя очередь совершить первый полет МиГ-29 подошла 7 мая. В ходе предварительной подготовки к полетам результаты теоретической переподготовки в Липецке были занесены в летную книжку по следующим дисциплинам: аэродинамика, двигатель, самолет, авиационная техника, радиоэлектронное оборудование, авиационное вооружение и авиационная навигация. А затем допуск к полетам на основании приказа командира полка по результатам наземной подготовки в полку и прохождения испытаний перед полетами.

Перед полетом меня перевез командир полка на спарке МиГ-23УБ. В этом вагоне было что-то нелепое. Мое обучение можно определить по рейду и это приличный опыт. Что я должен показать на старой спарке, чтобы меня не допустили к самостоятельному полету на боевом самолете нового типа? Не знать. Этот порядок был установлен для всех летчиков, независимо от стажа и текущей подготовки.

Пипец МиГ-23УБ

Летали на спарке для сложного пилотажа. Командир полка после приземления дал какие-то намеки уже из своего опыта о поведении боевого самолета на взлете и на глиссаде, ободряюще потрепал меня по плечу, мол, давай, лети. И я поспешил к своей доске. Конечно, он был в легкой, освежающей дрожи, которая исчезала после запуска двигателей. Оставалось только любопытство и сосредоточенность. Я впитывал новые звуки, вибрации, новые тактильные ощущения руками. Сразу же при выезде со стоянки я почувствовал, что после отпускания тормозов самолет взлетает бодрее. И когда я уходил, у меня возникло ощущение, что я сижу на балконе - настолько разительно вид из кабины МиГ-29 отличался от МиГ-23М. Когда я взлетел, я сосредоточил свой взгляд на своем взгляде во время выравнивания и приземления. Тем не менее расположение кабины пилотов несколько выше, чем на старых самолетах.

Старт осуществлялся при максимальной работе двигателя. Этого было достаточно, чтобы оторваться от ВПП на взлетной дистанции МиГ-23М. Хорошо бы взлететь на полном форсаже! Но когда меня оттолкнуло в спинку сиденья от разгона при взлете и старт оказался более скоротечным, пришла мысль, что надо ждать с полным форсажем на старте. А после взлета машина взлетела так бодро, что мне показалось, что я опоздал с действиями по уборке шасси и закрылков. Быстрее обычного забираюсь в зону, выставляю штатный режим работы двигателей. Регулирую простым движением ручки управления двигателем (РУД). Самолет рассекает воздух как утюг, но легко откликается на движения ручки. Гораздо легче маховика».

По мере выхода на зону я делал небольшие змейки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, чтобы привыкнуть к новому потоку руля по качке и качке. Погода в этот майский день была солнечной и безоблачной. Просто праздник в честь моего ухода! Я наслаждался прекрасным видом из кабины, глядя на цветущую Германию подо мной.
Задача на первый полет - простой пилотаж в зоне. Повороты, горки и нырки, спирали.

Самолет ловко вошел в вираж, держать режим крена и тангажа было легко. Только расход дросселей приходилось регулировать: на малейшее движение дросселей двигатели отзывались заметным ускорением. Мощность самолета и приемистость были впечатляющими. Хорошо, что я тщательно подготовился к полету и четко знал режимы работы двигателя при выполнении фигур высшего пилотажа. Пока тупо выставил скорость в правильных местах к расчетным на тахометрах. И зафиксировал отклонение режима полета от заданного, чтобы понять, как скорректировать работу РСС и РУД для устранения отклонения режима полета.

Самолет был послушным и легким в управлении. Этим он мне напомнил самолет МиГ-17, на котором мы летали на третьем курсе школы. Эх, если бы у МиГ-17 была тяга МиГ-29, а у МиГ-29 - артиллерийская мощь МиГ-17! Не будет цен на авиабилеты. Делать нечего: пришло время умных ракет. Теперь они являются основным вооружением истребителя.

На обратном пути из зоны пробовал крутить педали с плавным полетом: мяч кидал из стороны в сторону. Два руля направления работали эффективно.
Теперь самое сложное — заход на посадку и посадка. Самолет легко управлялся и планировал, просто скорость шла. Не буду приспосабливаться к мощной тяге двигателей. Я решил перемещать руды одну за другой. Планирование не появилось, а расчетную скорость стало легче поддерживать.
Посадка прошла успешно. Он вошел в зону точного приземления довольно мягко и без подсказок со стороны РП. Впервые на новом самолете, но без близнеца, хорошо. Я был доволен собой. И еще больше доволен самолетом. Мечта об истребителе, а не о самолете. В отличной маневренности и управляемости сомнений не было.
Осталось оценить работу с прицельным оборудованием. Надеюсь, он меня тоже не разочарует. Все-таки истребитель четвертого поколения.

Дзен 13 пилот

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Четыре часа с самолетами.