В одной из наших предыдущих заметок мы привели слова историка-медиевиста Владимира Яковлевича Петрухина:
Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик.
Ну а сегодня я расскажу о том, как на образ чёрта у гуцулов (юго-восток Украинских Карпат) повлияло такое достижение технического прогресса как телефон.
Кому-нибудь, уважаемые читатели, объясняли принцип работы сего изобретения тем, что в трубке живут маленькие человечки, передающие голоса и позволяющие тем самым разговаривать на расстоянии? Так вот, гуцулы списали работу аппарата на чертей, сидящих на телефонных столбах и перекрикивающихся между собой, дабы передать слова от одного абонента к другому или бегающих по проводам, отчего те звенят (ну а черти поменьше живут в телефонных трубках). Черти на службе у человечества, получается.
Ниже привожу несколько быличек из книги Антона Онищука «Материалы к гуцульской демонологии».
В телефоне сидит «тот», осина, что передаёт голос. Один сидит в правлении в ящике, а другой осина сидит в другом ящике, хоть бы и у лесничего, хоть бы и в Надвирне или в Рафайлове. И как паны хотят говорить, то он, чур его, передаст голос хоть бы и до Надвирной, а хоть и куда (где есть ящик). И так, как тот пан говорит, то этот передаёт оттуда голос.
Записано от Юрия Долобчука
Отмечу, что называть чёрта чёртом считалось мероприятием рискованным, поскольку нечистый может услышать и явиться к неосторожно помянувшему, потому в разговорной речи активно использовались эвфемизмы, иносказания, эпитеты. Среди них – «тот», осина (поскольку проклятое дерево, чёртово), осинавец.
Сильно наказывают мальчиков, чтобы не бросали камни в столбы от телефонов, потому что если бросят, то могут попасть в осинавца, и тот осинавец заберётся в него и станет управлять им.
Записано от Ивана Крамарчука
Говорят, что в телефоне есть «магнес», однако и тот «магнес» не без «него».
Записано от Павла Курчука
«Магнесом» называли некую «магнитную» силу то есть, физическое явление природного происхождения. Явление вроде бы научное, но и оно, по бытовавшему народному убеждению не обходилось, не работало без «него» – без чёрта.
В качестве одного из доказательств причастности нечистого к работе телефона приводилось то обстоятельство, что в столбы телефонных линий нередко бьёт молния (громовник охотится на чертей).
Говорят, что в том телефоне есть «магнес», что передаёт голос, но почему в тот магнес бьёт такой гром? Когда на той трубе, что была на старом управлении, был такой магнес, то только в него гром и бил.
Записано от Андрея Перожука
Ехал как-то ночью один человек с города и догоняет он панка́, который шёл себе посвистывая. И тот панок спросил, не подвёз бы этот господин его немного. Господин и говорит: «Почему бы и нет? Садитесь!» – Так они говорили о чём-то, а потом спрашивает пан: «Хорошо ли вам живётся?» – «Ой беда! – говорит господин. – Давно, так ещё было так-сяк, а теперь – совсем тяжко...» Так они разговорились, и тот господин и спрашиват, кто он, откуда он. А пан ему и говорит: «Я, – говорит, – тебе не скажу кто я такой, но ты сам догадаешься. Давно, так и нам тоже было хорошо.Обратите внимание: Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Что? Ничего мы не делали, только вот так и ходили среди людей, а вот теперь повыдумывали всякие машины, телефоны, колеи и беда знает что ещё, и мы должны около всего этого находиться. Вот, например, колея. Как возьмётся нас по восемь на каждое колесо, так и должны везти эти тяжести. И отдохнуть даже нельзя, потому что надо приехать в назначенную минуту. Или вот те столбы, что при дорогах. На каждом столбе всегда сидит один из нас. И зимой, и когда ветер или метелица, всё равно должны сидеть на столбе, потому что если пан с паном захочет поговорить, то мы один другому передаём голос... Так что, и не вспоминайте, мы теперь очень бедствуем!» – Так они ехали и вот внезапно тот панок взял и исчез...
Записано от Йосифа Осташука
Говорят, что в ящике, что у зажонца сидит осинавец. И когда зажонец хочет позвонить, то он кричит в тот ящик осинавцу : «Аллё»! И тот побежит по проводам, что на тех столбах, и провод аж звенит. Вот так бежит и говорит другому пану, что хочет зажонц.
Записано от Юрия Осташука
«Зажонц» – это, предположу, производное от «зажонда» («правление»). Иначе говоря, некий местный начальник вроде председателя.
В «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка такие вот черти-телефонисты названы «новiтнi чорти» – новейшие черти.
Иллюстрация Елены Кульчицкой к «Украинской народной мифологии» Владимира ГнатюкаСм. также другие заметки о чёрте:
Чёрт: этимология и образЗаметки Моргора3 дня назадБылички о чёртеЗаметки Моргора2 дня назадКак черти в суде справедливость отстоялиЗаметки МоргораВчера#чёрт #черти #нечистая сила #славянский фольклор #фольклор #былички #мистические истории #мистика #телефон #карпаты
Больше интересных статей здесь: Гаджеты.
Источник статьи: Влияние технического прогресса на образ чёрта у гуцулов.